Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Болталка и юмор за чашечкой » Искусство, славящее Бога


Искусство, славящее Бога

Сообщений 1 страница 30 из 46

1

Данная тема предназначена для того, чтобы делиться в ней понравившимися произведениями искусства, которые прославляют величие Бога, воспевают красоту его творения, возвещают Истину, восхваляют деяния святых, мучеников, преподобных и всех подвижников благочестия прошлого и настоящего. Для ориентира приведу слова некоторых святых об искусстве.

Преподобный Варсонофий ценил то искусство, которое отрывает душу от житейских мелочей и устремляет к Богу:

«Поэзия и художество отрывают душу от житейских мелочей и доставляют человеку эстетическое наслаждение. В XVIII веке, при распространении материалистического направления, создался такой взгляд на поэтов и художников, будто это ненужные люди – сидят и ничего не делают.

Виктор Гюго в защиту сказал: “Взгляд на небо – это уже дело”.

…Серьезная музыка, как Моцарта, Бетховена и других, действует облагораживающим образом на душу, часто под влиянием ее хочется плакать и молиться».

Преподобный Варсонофий говорил о том, что для понимания серьезной музыки нужно иметь художественный вкус, и вспоминал следующий случай:

«В одном богатом семействе был вечер. На нем одна талантливая девушка удивительно хорошо исполнила одно из лучших произведений Моцарта. Все были в восхищении, а у притолоки стоял лакей, подававший папиросы и вообще прислуживавший гостям, и позевывал: “И что это господа слушают такую скучную музыку? Вот бы поиграли на балалаечке…”

Он был прав в своем суждении, так как серьезная музыка была ему непонятна. Чтобы понимать произведения даже земного искусства, и то надо иметь художественный вкус».

Старец Варсонофий напоминал о том, что душа наша ищет в произведениях искусства «выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух». Старец утверждал, что у художников всегда есть «огонек религиозного мистицизма», и ему самому в течение всей жизни нравились только те люди и разговоры, которые пробуждали высшие идеальные стремления:

«У художников в душе есть всегда жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нем огонек религиозного мистицизма».

«В течение всей жизни я замечал в себе то, что мне всегда нравились только те люди и те разговоры, которые пробуждали в моем сердце высшие идеальные стремления, имевшие в основе своей веру в бессмертие человеческой души, веру в истину, благо и красоту. И напротив, всегда мне антипатичны были люди, мысли которых и разговоры вертелись на одном лишь упорядочении жизни: временном и внешнем. Это стремление к высшему, идеальному выражалось в моей душе склонностью ко всему таинственному, мистическому в жизни».

Старец сравнивал некоторых людей искусства с теми, кто пришел в храм, но остановился на его пороге, не войдя внутрь. Он сокрушался о тех, кому было так много дано, чьи души вспыхивали от малейшей искры, но они «эту искру не раздували», не трудились в выполнении заповедей:

«Огромное большинство наших лучших художников и писателей можно сравнить с людьми, пришедшими в церковь, когда служба уже началась и храм полон народа. Встали такие люди у входа, войти трудно, да они и не употребляют для этого усилий. Кое-что из богослужения доносится и сюда: Херувимская песнь, “Тебе поем”, “Господи, помилуй”; так постояли, постояли и ушли, не побывав в самом храме… Души их, как динамит, вспыхивали от малейшей искры, но, к сожалению, они эту искру не раздували, и она погасла».

Всё надо делать как бы перед взором Божиим

Преподобный Нектарий наставлял творческих людей:

«Заниматься искусством можно, как всяким другим делом, например столярничеством или выпасом коров. Но всё надо делать как бы перед взором Божиим. Есть большое искусство и малое. Вот малое бывает так: есть звуки и свет. Художник – это человек, могущий воспринимать эти еле уловимые цвета, оттенки и неслышимые звуки. Он переводит свои впечатления на холст или бумагу. Получаются картины, ноты или поэзия. Здесь звуки и свет как бы убиваются. От света остается цвет. Книга, ноты или картина – это своего рода гробница света и звука.

Приходит читатель или зритель, и если он сумеет творчески взглянуть, прочесть, то происходит воскрешение смысла. И тогда круг искусства завершается. Перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук. Поэтому художнику или поэту нечем особенно гордиться. Он делает только свою часть работы. Напрасно он мнит себя творцом своих произведений – один есть Творец, а люди лишь убивают слова и образы Творца, а затем от Него полученной силой духа оживляют.

Но есть и большее искусство – слово оживляющее и воодушевляющее (например псалмы Давида). Путь к этому искусству лежит через личный подвиг художника – это путь жертвы, и лишь один из многих достигает цели…»

Мнение святителя Игнатия Брянчанинова об искусстве.

Все русские поняли, что итальянские картины не могут быть святыми иконами.
Между тем итальянская живопись взошла почти во все православные русские храмы
со времен преобразования России на европейский лад. Эта живопись соблазняет раскольника,
огорчает истинно православного: она - западный струп на православном храме.
С кого итальянские живописцы писали изображения святейших жен? Со своих любовниц.
Знаменитые Мадонны Рафаэля выражают самое утонченное сладострастие.
Известно, что Рафаэль был развратнейший человек, желал выразить идеал, который действовал бы
на него наиболее сильно, и нередко кидал кисть, чтоб кинуться в объятия предстоявшей ему натурщицы.
Другие живописцы, которых талант был грубее, нежели талант Рафаэля, выражали сладострастие
на своих мнимых иконах гораздо ярче; иные выразили уже не одно сладострастие, но и бесстыдство,
неблагопристойность.

Иконы некоторых святых мужей списаны с женщин, как, например, знаменитое изображение Иоанна Богослова,
написанное Доминикенем. Иконы некоторых мучеников итальянские любострастные живописцы написали
со своих товарищей разврата, после ночи или ночей, проведенных ими беспорядочно, когда это поведение
напечатлелось на изнуренных их лицах. Все движения, все позы, все физиономии на итальянских картинах
или вообще на картинах, написанных западными еретиками и изображающих священные предметы, - чувственны,
страстны, притворны, театральны; ничего в них нет святого, духовного; так и видно, что живописцы были люди,
вполне плотские, не имевшие ни малейшего понятия о состоянии духовном, никакого сочувствия к нему
и потому не имевшие никакой возможности изобразить человека духовного живописью. Не имея понятия о том,
какое положение принимают черты лица углубленного в свою молитву святого мужа, какое положение принимают
его глаза, его уста, его руки, все тело его, они сочиняют в невежественном воображении своем произвольную,
невежественную мечту, сообразно этой мечте устанавливают натурщика или натурщицу, и отличная кисть изображает
на полотне совершенную нелепость, так, как красноречивейший оратор по необходимости должен был бы произнести
самую бестолковую речь, если б заставили его говорить о предмете, вовсе неизвестном ему.

Воспитанники русской Академии художеств получили образование по образцам западным и наполнили храмы иконами,
вполне недостойными имени икон. Если б эти иконы, пред которыми опускаются долу взоры целомудренные,
не стояли в храме, то никто и не подумал бы, что им приписывается достоинство икон. Светский человек,
насмотревшийся на всё и имеющий обширную опытность, не может себе представить того действия, которое такие
изображения оказывают на девственную природу. Некоторый старец, проводивший в пустыне возвышенную монашескую
жизнь, должен был по некоторым обстоятельствам приехать в Петербург. Здесь он был приглашен однажды вечером
набожною старушкою-дамою для духовной беседы. В это время дочери старушки одевались, чтоб ехать на бал.
Одевшись, или, правильнее, обнажившись по требованию современной моды, они пришли к маменьке, чтоб поцеловать ее
ручку и сесть в карету. Старец, увидав невиданное им никогда в жизни - девиц, бесстыдно обнажившихся по уставу Запада,
по уставу ереси и язычества, пришел в ужас. Он уверял, что после виденного им соблазна уже не нужно являться самому диаволу
для соблазна. Каково же видеть такому девственному оку подобное изображение на иконе, изображение, возбуждающее не молитву,
а самые нечестивые страсти.

Несвойственность итальянской живописи для икон уже теперь очевидна и признана.
Но, к сожалению, современная мода устремилась к другой крайности - к подражанию старинной русской иконописи
со всеми ее неправильностями и с присовокуплением разных несообразностей новейшего изобретения.
Здесь новый повод к соблазну.

+1

2

Недавно услышала, Чайковский П.И. "Херувимская" из Литургии Иоанна Златоуста:

Видеоряд с иконами:

Отредактировано Аника (2020-02-20 18:40:10)

+2

3

Монархистъ
сборная солянка какая то.
http://forumuploads.ru/uploads/0017/a0/a2/111/t32828.jpg
реальный портерт императора работы Серова.

+2

4

http://forumuploads.ru/uploads/0017/a0/a2/111/t63767.jpg
А вот это другая, более известная работа Серова.

Отредактировано Malevi (2020-02-21 11:03:39)

+2

5

Вот это даааа! А я все думал, что такого в этом натюрморте с персиками и сидящей девочкой? Очень известная картина, на мой взгляд ничем особенным не выдающаяся.
А здесь оказывается вот какая может быть история? Если не фотомонтаж.

+1

6

maxcom110
очень похоже на фотошоп.

0

7

посмотри на пространство между руками Николая.

0

8

ножика нет

0

9

проходимец
Ножик локтем при фотошопе закрыли..

между руками пространство отфотошопить забыли. Оно с оригинального портрета.

0

10

Malevi написал(а):

Монархистъ
сборная солянка какая то.

Действительно. Удалил "солянку". Прошу прощения. Спаси Господи, что подсказали.

0

11

http://forumuploads.ru/uploads/0017/a0/a2/137/t80138.jpg

+4

12

Молитва "Отче наш", музыка Римский-Корсаков:

+2

13

http://forumuploads.ru/uploads/0017/a0/a2/137/t51902.jpg

+1

14

http://forumuploads.ru/uploads/0017/a0/a2/137/t20630.jpg
В. Поленовъ, "Заросшiй прудъ"

Что вдохновило ​Поленова​ на созданіе картины «Заросшій прудъ»

Картина «Заросшій прудъ» — одна изъ самыхъ узнаваемыхъ работъ Василія ​Поленова​. Наряду съ «Московскимъ дворикомъ» и «Бабушкинымъ садомъ» она разсказываетъ намъ объ уходящей эпохѣ дворянскихъ усадьбъ.

«Заросшій прудъ» беретъ свой началѣ въ небольшой деревушкѣ Петрушки подъ Кіевомъ, гдѣ мастеръ отдыхалъ ​лѣтомъ​ 1877 года. Тамъ онъ создалъ небольшой этюдъ, про который вскорѣ забылъ. Вернувшись въ Москву, ​Поленовъ​ переѣхалъ съ Арбата въ ​Хамовники​. ​Живописные​ пейзажи столичныхъ окраинъ такъ вдохновили художника, что онъ вспомнилъ свой кіевскій этюдъ. Съ него онъ и рѣшилъ написать полноцѣнную картину.

Такимъ образомъ, живописный прудъ въ далекихъ ​Петрушкахъ​ и вдохновилъ мастера на созданіе великаго произведенія, которое не старѣетъ ​вѣками​.

На полотнѣ мы видимъ старинный заросшій водоемъ, въ которомъ плаваютъ ​живописныя​ кувшинки. На берегу стоитъ деревянный мостикъ, который словно приглашаетъ зрителя прогуляться, постоять у воды и ​посозерцать​ прекрасную природу.

Величіе лѣсныхъ деревьевъ, тишь, отсутствіе шума и суеты, теплый лѣтній день и зелень навѣваютъ мечтательное настроеніе и словно возвращаютъ насъ въ давно ушедшую эпоху. Взглянувъ на полотно, сразу хочется оказаться по ту сторону картины, присѣсть на берегу водоема и подумать о жизни.

​Поленовъ​ сдѣлалъ авторскую копію этой картины въ уменьшенномъ варіантѣ. Правда на ней появился новый персонажъ — женщина въ свѣтломъ ​платьѣ​. При этомъ женская фигура совсѣмъ не нарушаетъ цѣлостности пейзажа, а, наоборотъ, дополняетъ его.

http://forumuploads.ru/uploads/0017/a0/a2/137/t56395.jpg

Каждый уголокъ «Заросшаго пруда» имѣетъ уникальный цвѣтъ, на картинѣ почти нѣтъ одинаковыхъ оттѣнковъ. Объ этомъ хорошо написала искусствовѣдъ Тамара ​Юрова​:

"Картина почти цѣликомъ построена на градаціяхъ одного зеленаго цвѣта. Тонко разработанная въ оттѣнкахъ зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатствомъ нюансировки. Кажется, въ пейзажѣ нѣтъ двухъ абсолютно одинаковыхъ тоновъ".

https://vk.com/oldrussianorthography?w=wall-73008600_1433/all
https://zen.yandex.ru/media/kartinisist … 00afe1aa98

"Картина «Заросшій прудъ» — одна изъ самыхъ узнаваемыхъ работъ Василія ​Поленова​. Наряду съ «Московскимъ дворикомъ» и «Бабушкинымъ садомъ» она разсказываетъ намъ объ уходящей эпохѣ дворянскихъ усадьбъ".

Я бы добавил, что упомянутые полотна напоминают нам об утерянной нами старинной России, искренней и простодушной, верующей в Бога и Любящей Его и Церковь, хранимой Им, великой, прекрасной и благодатной, милой каждому настоящему русскому сердцу, каковой она никогда не стала бы без Православного Русского Самодержавия.

+1

15

Вамъ навѣрняка знакомъ особнячокъ съ этой картинки

​Поленовъ​ часто бывалъ въ имѣніи своей бабушки въ ​Ольшанкѣ Тамбовской губерніи и, конечно, восхищался этимъ мѣстомъ. Онъ засталъ расцвѣтъ дворянскихъ гнѣздъ и очень хотѣлъ воплотить ихъ въ своихъ работахъ.

Въ картинѣ «Бабушкинъ садъ» художникъ нарисовалъ частицу уходящей эпохи, смѣну поколѣній, обновленіе и болѣзненное исчезновеніе стараго уклада.
http://forumuploads.ru/uploads/0017/a0/a2/137/t57763.jpg
Василій Дмитріевичъ ​Поленовъ,​ "Бабушкинъ садъ", 1878.

Произведеніе создано въ жанрѣ «пейзажа настроенія», что является собственной находкой живописца. ​Поленовъ​ не хотѣлъ ставить въ своихъ полотнахъ острыхъ соціальныхъ вопросовъ, онъ создавалъ опредѣленное настроеніе, демонстрировалъ сюжетъ, что получалось спокойно, просто и краснорѣчиво.

На переднемъ планѣ картинѣ мы видимъ двухъ главныхъ героинь – пожилая женщина въ старомодномъ чепцѣ и юная внучка въ модномъ ​платьѣ​. Яркое противопоставленіе стараго и новаго, прошлаго и будущаго. Бабушка выглядитъ также дряхло, какъ и самъ особнякъ – облупившіеся стѣны дома можно сравнить съ крючковатой фигурой его хозяйки.

Прекрасный, но увядающій, особнякъ на заднемъ планѣ уже знакомъ зрителю по картинѣ «Московскій дворикъ». Этотъ тотъ же самый домъ, уголъ котораго мы можетъ замѣтить на открытой полянкѣ между сараемъ и садомъ.
http://forumuploads.ru/uploads/0017/a0/a2/137/t24997.jpg
Василій Дмитріевичъ ​Поленовъ,​ "Московскій дворикъ", 1878.

Оба произведенія были написаны въ 1878 году, когда ​Поленовъ​ переѣхалъ въ столицу и поселился въ районѣ Арбата, на углу Трубниковского переулка. Но, глядя на двѣ ​эти​ совершенно ​разныя​ картины, очень трудно повѣрить, что ​онѣ​ созданы въ одномъ мѣстѣ.

Въ «Московскомъ дворикѣ» изображено открытое пространство, залитое свѣтомъ. Оно создаетъ радостное настроеніе и вызываетъ ​теплыя​ чувства. Въ «Бабушкиномъ саду», наоборотъ, пейзажъ замкнутъ. Внутри тѣнистаго запущеннаго сада чувствуется прохлада и легкая грусть, что напоминаетъ зрителю о скоротечности времени и вызываетъ ностальгію и печаль.

Вотъ какъ описывалъ исторію созданія "Московскаго дворика" самъ художникъ: «Я ходилъ искать квартиру. Увидалъ записку, зашелъ посмотрѣть, и прямо изъ окна мнѣ представился этотъ видъ. Я тутъ же ​сѣлъ​ и написалъ его».

Находится это мѣсто возлѣ Арбата. Церковь на заднемъ планѣ – храмъ Спаса на Пескахъ - чудомъ сохранилась понынѣ.

http://forumuploads.ru/uploads/0017/a0/a2/137/t25944.jpg
Храмъ Спаса Преображенiя на Пескахъ, фотографiя 1882 г.

Квартира находилась возлѣ Арбата, въ домѣ на углу Дурновского и Трубниковского переулковъ. Дома давно нѣтъ, Дурновскій переулокъ сталъ Композиторской улицей.   

Нѣтъ и большинства построекъ, запечатлѣнныхъ на картинѣ. Осталась лишь пятиглавая церковь съ шатровой колокольней. Это храмъ Преображенія на Пескахъ. Возведенный въ началѣ XVIII ​вѣка​, онъ горѣлъ въ 1812 году, богослужебная утварь была расхищена. Въ позднесовѣтскую эпоху въ нёмъ находилось кукольное отдѣленіе «Союзмультфильма», алтарь превратили въ столярную мастерскую. Лишь въ серединѣ 90-х церковь полностью избавили отъ арендаторовъ.

http://forumuploads.ru/uploads/0017/a0/a2/137/t95296.jpg
Современный видъ с того самаго места, съ котораго Поленовъ писалъ свою картину.

Въ глубинѣ композиціи справа видна другая церковь – Николая Чудотворца въ Плотникахъ. Простоявъ два съ половиной столѣтія, въ 1932 году она была снесена, сегодня на этомъ мѣстѣ (Арбатъ, 45/24) шестиэтажное жилое зданіе.

http://forumuploads.ru/uploads/0017/a0/a2/137/t21977.jpg
Церковь Николая Чудотворца въ Плотникахъ на Арбатѣ

https://vk.com/oldrussianorthography?w=wall-73008600_1438/all
https://zen.yandex.ru/media/kartinisist … 00af1e802a
https://www.metronews.ru/novosti/moscow … k-1551642/
http://www.losev-library.ru/materials/p … hes?id=139

+1

16

Что то тема пошла не туда...

0

17

Пыльный написал(а):

Что то тема пошла не туда...

Почему же? Разве вышеупомянутые картины и храмы не прославляют Бога, Его творение и старую Русь, которую называли и называют святой? И разве они не являются искусством?

0

18

Пыльный написал(а):

Что то тема пошла не туда...

В роду постовых-регулировщиков не было или гаишников?))

0

19

Сначала картины с храмами и природой, потом поля и котики, потом торты и голые животики...
Человеки вы и искусство славящее Бога есть молитва, а это всё прах и пепел, Пыльный не даст соврать...

0

20

Пыльный написал(а):

искусство славящее Бога есть молитва, а это всё прах и пепел,

Прах и пепел - все дела человеческие, которые не угодны Богу.
Молитва - это не только слова.

0

21

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
Где тут конкретика?

Аника написал(а):

Молитва - это не только слова.

А видосики тоже прокатят, искусство жеж?  https://www.youtube.com/watch?v=lPhftI8tt10
Молитва это именно слова, ибо это то что нам дано, даже ангелы слово творить не могут в том смысле в каком люди и животные тем паче, а уж умная, она сердечная или речетатив это отдельный вопрос...

0

22

Пыльный написал(а):

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
Где тут конкретика?

А видосики тоже прокатят, искусство жеж?  https://www.youtube.com/watch?v=lPhftI8tt10
Молитва это именно слова, ибо это то что нам дано, даже ангелы слово творить не могут в том смысле в каком люди и животные тем паче, а уж умная, она сердечная или речетатив это отдельный вопрос...

Даже не вем, как к Вам обратиться, чтобы звучало не по хамски.
Если бы молитва - это были только слова, то об умно-сердечной молитве, когда мысль останавливается, святые отцы ничего бы не написали.

+1

23

Аника написал(а):

Если бы молитва - это были только слова, то об умно-сердечной молитве, когда мысль останавливается, святые отцы ничего бы не написали.

Так что метр Пыльный тут вы встряли ...

0

24

проходимец написал(а):

Так что метр Пыльный тут вы встряли ...

Надеетесь на это? https://www.youtube.com/watch?v=OLH4ReqoVFY
А будет скорее всего так... https://www.youtube.com/watch?v=QQrZ4HAAjCo

Беда женщин, что их вечно ведёт в крайности, вот как тут на форуме Аника собирается сиё

Аника написал(а):

умно-сердечной молитве, когда мысль останавливается

казать? Вот смогёт, тогда и поговорим, а рисуночки и картиночки в храмах уже и без вас развешивают...

0

25

Пыльный
Тебе, видимо, к пуританам....

0

26

Как жеж так, овечку от стада да волкам бросать? Злые вы...
http://kotomatrix.ru/images/lolz/2010/09/29/690684.jpg

0

27

Пыльный
  :flirt:

+1

28

Пыльный написал(а):

Беда женщин, что их вечно ведёт в крайности, вот как тут на форуме Аника собирается сиё

Аника написал(а):
умно-сердечной молитве, когда мысль останавливается

казать? Вот смогёт, тогда и поговорим, а рисуночки и картиночки в храмах уже и без вас развешивают...

Это Вас ведёт, дорогой мэтр. Ведёт в полное отрицание святоотеческого опыта.

Что собирается Аника тут показать - это вам бесы нашептали.

0

29

...

Отредактировано Аника (2020-02-23 08:02:41)

0

30

Пыльный написал(а):

Сначала картины с храмами и природой, потом поля и котики, потом торты и голые животики...
Человеки вы и искусство славящее Бога есть молитва, а это всё прах и пепел, Пыльный не даст соврать...

Вам стоит внимательнее ознакомиться с тем, что написано в начале данной темы в качестве духовного ориентира, с мнением святых об искусстве, приведенным там, а не фантазировать в публичном пространстве православного форума о котиках и голых животиках.

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Болталка и юмор за чашечкой » Искусство, славящее Бога