Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » архимандрит Епифаний (Феодоропулос)


архимандрит Епифаний (Феодоропулос)

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

архимандрит Епифаний (Феодоропулос) (27.12.1930–10.11.1989)

Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) (греч. Επιφάνιος Θεοδωρόπουλος; в миру Этеоклис)
родился в Вурнази (ныне ном Месиния). Церковный писатель, публицист и богослов.

Окончил начальную школу в г. Каламе (ныне Каламата).
В 1949 г. поступил на богословский факультет Афинского университета.
В 1956 г. митрополит Этолийский и Акарнанийский Иерофей рукоположил Епифания во диакона.
С 1956 по 1961 г. жил в Каламе, с 1961 г. – в Афинах. В том же году Епифаний был рукоположен
во пресвитера митрополитом Элевферупольским (Элефтерупольским) Амвросием.
Епифаний (Феодоропулос) был известен как «пастырь покаяния», основной формой его служения
было совершение таинства Исповеди в храме Трех святителей в Афинах.
В 1976 г. Епифаний (Феодоропулос) основал мужской исихастиарий (тип монастыря) Благодатной Богородицы.
Епифаний (Феодоропулос) известен как церковный апологет и автор 22 книг, а также множества статей
по богословию и на актуальные темы церковной жизни. 1-я его книга, вышедшая в 1956 г.,
называлась «Священное Писание и лукавые духи».

В Греции Епифаний (Феодоропулос) почитается как старец.

https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodoropulos/

архимандрит Епифаний (Феодоропулос)
Заветы жизни
Из жизни и учения архимандрита Епифания Феодоропулоса
https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feo … ty-zhizni/


Епифаний Феодоропулос

Письмо зилоту

Публикуется впервые

Епифаний Феодоропулос - один из ведущих богословов Элладской Церкви.
В России он неизвестен. Тем не менее, его книги - уникальное свидетельство жизни во Христе
и канонической трезвости... 

Афины, 22 июля 1971 года Его Преподобию, монаху Никодиму из братства иеромонаха отца Ефрема,
что в Провате, близ Кариеса, на Святой Гope.

Любезнейший мой отец Никодим, всегда радуйся о Христе Иисусе, Господе нашем!

Месяц назад я получил твоё письмо. Из-за страшной занятости запаздывал с ответом на него,
за что прошу у тебя прощения. Отвечаю кратко, ос­тавляя за собой полное право ещё раз вернуться
к нашей теме в том случае, если ты пожелаешь что-то уточнить...

В первую очередь, дорогой отец Никодим, дол­жен тебе поведать одну горькую истину, которая,
вероятно, тебе самому покажется парадоксальной и вызовет большое удивление. До настоящего момен­та
я уклонялся, из соображений икономии, выра­жать свою позицию или же выражал её весьма прикровенно.
Но теперь, когда дела зашли так далеко, что отдельные личности, имеющие, к не­счастью, пугливое сознание,
присоединяясь к ста­ростльникам, становятся жертвами наглой пропа­ганды, направленной против Церкви,
настало время сказать правду без околичностей и ничего не утаивая.

Итак, отец Никодим, те, кто, боясь экуме­низма, переходят к старостильникам, не выигрыва­ют ничего.
Уходя от одной ереси, они попадают в другую. Конечно, они не осознают, что попадают в ересь,
но это никоим образом не меняет истинно­го положения вещей.

Не думай, что я несправедлив или преувеличиваю. Я приведу доказательства в защиту своих взглядов.
Что такое ересь, дорогой отец Никодим? Искажение веры Что же есть искажение веры? Нарушение дог­матов?
Конечно, да, но это искажение не единствен­но. Искажением веры также является возведение
до статуса догматов веры того, что догматом не яв­ляется.

То есть если кто-либо захочет сделать догма­том веры, условием спасения нечто второстепенное,
пусть даже и хорошее, тогда он автоматически стано­вится еретиком! Хочешь, чтобы я привёл тебе приме­ры?
Пожалуйста — известные евстафиане! Что же они сделали? Исказили догматы веры? Какие же?
Может быть, о Святой Троице? Может быть, о двух естествах Господа? Может быть, об Ангелах?
Может быть, о дьяволе и т. д.? Нет! Ни один догмат они не исказили. Но что же тогда они сделали?
Они возве­ли в догматы веры, в условия спасения второсте­пенные вещи: безбрачие и невкушение мяса.

Церковь говорила: «Это всё и хорошо, и свято, и богоугодно, и достойно похвалы, но это не условия спасения
и не догматы веры». «Нет! — в ярости кри­чали евстафиане. — Не воздерживающийся от брака и вкушения мяса
не может спастись!» Что же случи­лось потом? Церковь на Гангрском соборе отлучила их как еретиков
и провозгласила многие анафемы в их адрес. Хорошо и свято, дорогой отец Никодим, календарное единство
(которого всё же никогда не существовало в Церкви повсеместно), но оно не яв­ляется догматом веры,
оно не является условием спа­сения.

«Нет! — кричат старостильники. — Нарушение календарного единства (но когда Церковь знала пол­ное календарное единство?!)
лишило Церковь благодати, сделало её Таинства недействительными (слу­шай и ужасайся!), и, следовательно,
новостильники — вне благодати — а значит, вне спасения!»

Это жуткое утверждение, брат Никодим, со­держит страшную ересь и хулу на Духа Святого.
Эти несчастные возвели до догматов веры, до усло­вий спасения... календарные и эортологические во­просы!
Конечно, нет ничего хорошего в существова­нии двух календарей в сущей по всей вселенной Православной Соборной Церкви.

Плохо, очень пло­хо, что произошла смена календаря. Но совершенно недопустимо смотреть на календари... как на догма­ты веры
и ставить в зависимость от них действи­тельность Таинств и достижение спасения. Пусть бы старостильники придерживались
старого стиля, со­хранив, при этом общение с Церковью. Тогда бы не было никакой опасности. Но они дошли до того,
что отклонились от Церкви с тем, чтобы не лишиться... благодати и спасения!

Я знаю, что среди старостильников есть люди, ко­торые не соглашаются с подобными богохульствами,
но что толку, раз есть и другие, и, в первую очередь, это лидеры старостильников, придерживающиеся ере­тических взглядов?
Послушай диалог, который мне...  (?)

Ревнителям искренним, но «ревнителям не по ра­зуму».
Какими могут быть симптомы этой болезни церковного созна­недавно пришлось вести
с одним замечательным юно­шей, присоединившимся к старо стальникам:

Я: Почему ты ушёл из Элладской Церкви?
Он: Чтобы не находиться в общении с еретиками-экуменистами.
Я: Неужели все греческие епископы экуменисты?
Он: Нет, нет! Но они состоят в общении с патри­архом-экуменистом.
А я не хочу поддерживать общение с теми, кто находится в общении еретиками-экуменистами.
Я: Ты считаешь, что календарь — это догмат ве­ры и что новостильники лишены благодати
и нуж­даются в повторном миропомазании, как обращаю­щиеся из еретиков?
Он: Боже сохрани! Я нисколько не верю в эти бе­зумства старостильников.
Я присоединился к ним только ради того, чтобы избежать, хотя бы косвен­но, общения с еретиками-экуменистами.
Я: Однако ты не избежал общения с другой ересью: утверждение старостильников, что кален­дарная реформа
лишила Церковь благодати, — это не просто безумие (говоря твоими собственными словами).
Это ужаснейшее богохульство и ересь.
Он: Но лично я не верю в эти вещи.
Я: Но ты всё-таки имеешь общение с теми, кто верит в них.
Он: Что же делать? Я вынужден из икономии терпеть их.
Я: Тогда почему же ты не терпел, пусть, из ико­номии, греческих епископов, состоявших в общении с патриархом?
Я: Видишь, к какому противоречию ты пришёл? Ты признаёшь, что большинство греческих еписко­пов являются православными.
Однако избегаешь общения с ними, потому что они имеют общение с патриархом. Общения с экуменистами,
пусть да­же опосредованного, ты не признаёшь. Но призна­ёшь в это же время самое что ни на есть непосред­ственное общение с теми,
кто проповедует иную ересь и утверждает, что спасение зависит от кален­дарей! Так что же ты выиграл?
Кроме того, не ду­май, что ты избежал косвенного общения с экуме­нистами.
Он: Как это?
Я: Послушай, ты стал жертвой искусных пропа­гандистов: старостильники до хрипоты в голосе кри­чат,
что даже одна совместная молитва с патриархом и его единомышленниками делает нас подобными им,
даже если мы думаем иначе, чем проповедуют они. Но если бы они были хоть немного последовательны
в этом своём утверждении! Но где там, последова­тельны! Побывай, дорогой мой, в монастырях старостильников,
прежде всего в Лаковриси, в Аттике.

Там ты увидишь автомобили, из которых выходят ново-сттильники, приехавшие сюда помолиться на ли­тургии.
(Я слышал даже, что в воскресные дни но-востильников на службу съезжается намного больше, чем старостильников!)
Даже в журнале, издаваемом монастырём, напоминается паломникам, желающим помолиться в обители,
чтобы они были благопристой­но одеты и неприлично одетые люди в обитель не приходили.
Это относится как к мужчинам, так и к женщинам и детям. Ни слова не сказано о том, что­бы не приезжали новостильники. Нет!

Единственная просьба — не приезжать в неподобающей одежде. Ес­ли просьба выполняется,
вас больше ни о чём не спросят. Если просьба выполняется, то новостильников радушно принимают
для совместной молитвы и участия в богослужении. Мне известно немало случа­ев, когда
старостильные священники, без всяких ог­раничений, допускали новостильников к Таинству Исповеди
и даже к Божественному Причащению. То есть Таинства (Исповеди и Причащения) преподава­лись лицам,
которых в другое время лидеры старос­тильников характеризовали как далеко отстоящих от истины и спасения,
поскольку те принадлежат Эллад­ской Церкви, имеющей общение с патриархом.
Полу­чается чудовищная неразбериха!

Итак, поскольку твои единомышленники участ­вуют в совместных молениях и общаются с нами,
молящимися и имеющими общение с патриархом, ты, следовательно, имеешь опосредованное общение с последним!
Так что же ты выиграл? Ты не толь­ко не избежал опосредованного общения с экуме­нистами, но оказался
в непосредственном общении с еретиками другого рода...

isihazm.ru/?id=384&iid=178

+1

2

Епифаний Феодоропулос
Православные не должны совершать совместных молений с еретиками

(перевод с греческого)

В церковной жнзни Православие (ортодоксия) должно соче­таться с Праводеланием (ортопраксней).
Им противоположны зло-славие (какодоксня, т. е. ересь) и злоделанне (какопраксня,
т. е. нравственные и канонические нарушения). Само по себе допущен­ное кем-то злоделанне
совсем не обязательно говорит о том, что со­вершивший его человек является не православным,
а злославным (также и чьё-либо злославие далеко не сразу может выразиться в злоделанни).

Если молитвы с еретиками совершаются с убежде­нием, что последние всё же находятся вне Церкви,
и с наивным же­ланием каким-либо образом обратить их посредством этих деяний,
то это ещё какопраксня, но не какодоксня.

(Именно с такими мыс­лями участвовали в подобных мероприятиях и прот. Георгий Флоровский,
которого никто не упрекнёт в исповедании ложной экклеспологии и многие-многие другие
православные экуменисты. О. Георгий неоднократно высказывал эти свои убеждения вслух,
чем всегда вызывал возмущение находившихся рядом протестантов и католиков).

Если же этим антиканоническим действиям сопут­ствует убеждение, что еретики являются такими же
полноценными членами Церкви Христовой, как и православные, и что интерконфссснональные моления
суть видимое выявление нашего с ними незримого единства, - тут уже налицо не только какопраксня,
но и какодоксня, т. е. ересь. Здесь и проходит грань между православ­ными «экуменистами»
и «православными» экуменистами, между неправоделанием и неправославием

В одном из своих творений прп. Феодор Студит (VIII - на­чало IX вв.), ревностный борец с ересями
иконоборчества, рассматривает такую ситуацию. Предстоятель некой Поместной Церкви или большого
церковного округа (патриарх, архиепископ или митрополит) с частью своего епископата открыто
уклонился в явную ересь, провозглашённую и утверждённую соборно.

Другая часть подчинённых ему епископов, устояв в истинной вере и отме­тая состоявшийся собор
как «прелюбодейный», всё же не прекрати­ла поминовение своего первоиерарха на литургии.

Православные священники, подчинённые этим последним епископам, «из страха» перед ними
также поминают своего еретичествующего митрополита (архиепископа, патриарха), но сами с еретиками
не сослужат. Так вот, с такими священниками, по учению преп, Феодора, верные ча­да Церкви могут,
ради икономин, иметь полное общение, т. е. мо­литься и сослужить с ними, принимать из их рук Таинства
и т. д, (см.: Лурье В. Феодор Студит и недоуменные вопросы …)




Если кто-либо, будучи совершенным просте­цом, неспособным понимать некоторые веши, за­щищает свои
ошибочные взгляды не по своему вы­сокомерию, упрямству, но единственно по своей простоте,
то он может быть обильно исполнен благодати Господней. Суды Господни неисповедимы.

Известны случаи, когда и мудрейшие столпы Церкви допускали ошибки. Но зрящий в сердце Бог не счёл их
недостойными Своего благоволе­ния. Великий святитель Григорий, епископ Нис­ский не был свободен
от догматических заблужде­ний, однако, несмотря на это, он — святой и отец Церкви.

Также и божественный Дионисий Алекса­ндрийский, богословствуя о Сыне, исповедовал догматически неточные
выражения, чем, сам того не желая, содействовал арианам, которые и ссыла­лись на него.
Поэтому святитель Афанасий Вели­кий был вынужден написать научный трактат, по­священный святому Дионисию,
в котором защищал догматически неудачные выражения последнего.

Безусловно, православные не должны совершать совместных молений или же иметь какое-либо иное
религиозное общение с еретиками (като­ликами, протестантами и т. д.). Это правило отно­сится и к раскольникам.
Если кто-либо молится вместе с еретиками (или же имеет с ними какое-то общение), то он — нарушитель
священных канонов и достоин церковного наказания, однако это не де­лает его автоматически еретиком.

Он может призна­вать себя православным, отрицательно относиться к любому иноверческому учению,
и в тоже самое время он может не видеть ни­чего плохого в религиозных контактах с инославными.
Такой человек, повторяю, — нарушитель свя­щенных канонов, но не еретик.

Если же он на этом не остановится, а начнёт про­поведовать еретические взгляды, тогда всё будет обстоять совсем иначе.
Тогда он — еретик. Еретик потому, что проповедует еретические взгляды, пусть даже и не имеет совсем общения
с другими еретиками.

Еретики делятся на две группы: те, кого Цер­ковь осудила, наказала и отсекла от своего тела, и те,
кто ещё и не отлучён от Церкви и, по собствен­ному почину, не откалывается от неё, но ещё пребы­вает
внутри церковной ограды. Как раз такая ситу­ация складывается с патриархом.

Патриарх Афинагор проповедует еретические взгляды. Но до сих пор ни Церковь не осудила его,
ни он сам не отрёк­ся и не откололся от неё. Он остаётся и действует внутри Церкви, а следовательно,
он всё ещё про­водник благодати. Он совершает Таинства.

Что мы, со своей стороны, можем предпринять?
Молиться о его покаянии и возвращении на путь истины.
Заявлять о своих протестах против него и вес­ти борьбу.

Если же кому-либо совесть запрещает поминать имя патриарха, он имеет право прекратить его по­миновение,
согласно 15-му правилу Двукратного со­бора Однако это последний шаг, который можно предпринять,
чтобы не оказаться в расколе или в среде мятежников. То есть, прекратив поминовение, нельзя начинать
поминать другого епископа (разве только полагая, что вся наша Церковь впала в ересь!), но, с чистой совестью,
ожидать, как я уже писал в своём «Эпистолярном трактате», соборного решения.

Следующее затруднение: как будут вести себя прекратившие поминовение с теми, кто имеет обще­ние с патриархом?
Имеющие общение с патриархом делятся на две группы:

а) единомышленников последнего (таких, как американский митрополит Иаков, Халкидонский — Мелитон и т. д.) и

б) не­согласных с ним (почти все архиереи Элладской Церкви).

По отношению к первым они будут вес­ти себя точно так же, как и по отношению к патри­арху.
Тогда как по отношению ко вторым они не должны вести себя таким же образом, хотя те и име­ют общение
с патриархом и его единомышленника­ми. То есть они не должны прекращать поминове­ния «несогласных с патриархом».
По священным канонам, прерывать общение с ними непозволитель­но.

Священные каноны дают право прекратить по­миновение проповедующего еретическое учение епископа или патриарха,
но не дают права прекра­тить поминовение тех, кто, будучи православным, терпит вышеуказанные проступки…

На этот момент обрати особое внимание! Необ­ходимо чётко различать две вещи: проповедующий еретические убеждения
— это одно, а имеющий православные убеждения и православно учащий, но из икономии терпящий еретика
и имеющий общение с ним — это совсем другое.

И ещё: пропо­ведующий еретические убеждения, но сам не вы­ходящий из Церкви и не отлучённый ею — это одно,
и совсем другое — самовольно вышедший из Церкви (и основавший свою «церковь» или же присоединившийся к другой,
такой же еретичес­кой или же раскольнической) или же отлучённый самой Церковью после суда над ним и его осуж­дения.

С этим последним православный человек обязан не вступать в общение; тогда как общение с первым (до его осуждения) остаётся,
согласно Священным Канонам, свободным выбором каждо­го православного верующего.

Священные Каноны предоставляют нам право, но не обязывают прекратить поминовение.
Следова­тельно, если кто-либо воспользуется данным ему правом и прекратит поминовение,
то он поступит добро и непредосудительно.

Если другой, хорошо всё обдумав, приходит к выводу, что ему нет резо­на воспользоваться своим законным правом,
и ожи­дает «соборного заключения», то и он не заслужи­вает никакого порицания и уж тем более прекраще­ния общения с ним!
К этой ситуации применимы слова апостола Павла: «Ядыи не ядущаго да не уко­ряет:   и  не яды и  ядущаго да не осуждает» (Рим. 14, 3).

Тогда ты задаёшься вопросом, а что же мы выиграли, прекратив поминовение патриар­ха, но сохранив общение с епископом,
к примеру, Дриинупольским, поминающим патриарха? Разве мы не оскверняемся через опосредованное общение
с проповедником еретических убеждений? Но пре­кращение поминовения «до соборного заключения» и вынесения
судебного приговора не имеет в виду избежание осквернения от проповедующего ересь!

Нет, брат мой! Если бы оно имело такое значение, то каноны не просто предоставили бы право прекра­тить поминовение
по причине ереси «до соборного заключения», но наложили запрет под угрозой тяг­чайших наказаний в случае его невыполнения.

Православные не должны совершать совместных молений с еретиками.
isihazm.ru/?id=384&iid=460

+2

3

https://yandex.ru/turbo?text=https://vz.ru/news/2020/2/10/1022875.html&promo=navbar&utm_referrer=https://zen.yandex.com

togiya написал(а):

Патриарх Афинагор проповедует еретические взгляды. Но до сих пор ни Церковь не осудила его,

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » архимандрит Епифаний (Феодоропулос)