Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Фильмы, книги, музыка » рекомендованные для нашего времени духовные книги


рекомендованные для нашего времени духовные книги

Сообщений 1 страница 30 из 35

1

maxcom110 написал(а):

Но “Российское Библейское Общество” печатает и распространяет не только Русский Синодальный перевод Библии, имеющий благословение Православной церкви.

Так же, многие участники РБО издают свои монографии, книги и статьи (Десницкий и проч.)
***
... в порядке размышления..
Вот подумала, быть может - было бы неплохо список этих фамилий иметь, хотя бы примерный, что бы православные знали и не покупали, дабы не оскверниться их "богословием"? Это же яд, наполняющий головы (имхо конечно)

0

2

Пневма написал(а):

... в порядке размышления..
Вот подумала, быть может - было бы неплохо список этих фамилий иметь,
хотя бы примерный, что бы православные знали и не покупали,
дабы не оскверниться их "богословием"? Это же яд, наполняющий головы (имхо конечно)

по-моему более эффективный подход тут ---  составить список святых людей
с добрым незапятнанным именем и только их книги и читать  ( если мы говорим
про духовные книги ).  Тут список будет небольшим.
Приблизительно один-два десятка авторов.

А если перечислять всех сомнительных богословов, то и бумаги слишком  много изведём
и чернил.  Да и ни к чему это.

+2

3

togiya написал(а):

по-моему более эффективный подход тут ---  составить список святых людей
с добрым незапятнанным именем и только их книги и читать  ( если мы говорим
про духовные книги ).  Тут список будет небольшим.
Приблизительно один-два десятка авторов.

А давайте составим. И разместим в начале форума.

+1

4

Аника написал(а):

А давайте составим.

про книги Священного Писания, думаю и так всё понятно --- Евангелие и Псалтирь лучше читать на церковно-славянском
Апостол --- можно и на русском.  Основные толкования --- это блаж.Феофилакта Болгарского ( на Евангелие и Апостол )
и свят.Афанасия на Псалмы

в отношении святоотеческой духовной литературы наиболее признанные и рекомендованные для нашего времени авторы

1) свят. Игнатий Брянчанинов
2) свят. Феофан Затворник
3) свят. Тихон Задонский

из (почти) современных нам духовных писателей:
1) святой преп. Паисий Святогорец
2) святой преп. Порфирий Кавсокаливит
3) архим.Фаддей Витовницкий

на мой субъективный взгляд из ныне жувущих ещё заслуживают внимания книги
архимандрита Рафаила Карелина
прот. Олега Стеняева

ещё хорошая и весьма полезная книга --- письма игумена Никона ( Воробьёва ).

из древних святых отцов для всех ( и для мирян в том числе ) писали свят.Иоанн Златоуст и преп.Ефрем Сирин
очень полезная для понимания основ духовной жизни книга "Беседы преп. Макария Египетского"

из сборников --- Эвергетин ( или отечник свят.Игнатия, его легче найти в бумажном виде )

для некоторого углубления после ознакомления с основами можно обратить внимание на
Слова преп.Исаака Сирина ( его очень любили все святые --- преп.Серафим Саровский, преп.Иосиф Исихаст, старец Паисий и т.д. )
и Посмертные вещания Нила Мироточивого,
ну и, разумеется "Лествицу" ( преп.Иоанна Лествичника )

Ещё весьма полезные книги --- это "Слова" аввы Исайи и "Нравственно–подвижнические слова" преп. Марка Подвижника.

ещё из того, что мне понравилось  "Пастырь Ерма"  ( в сборнике  Писания мужей апостольских )
Письма и прочее оптинских старцев --- Варсонофия, Макария, Амвросия.
Особенно вот это:
преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков)
Духовное наследие
https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_O … -nasledie/

книги про святого преп. старца Гавриила (Ургебадзе)

книги (проповеди) архим.Кирилла (Павлова)


А кого точно не надо читать из распространённых ныне авторов --- это Фаррар, Мень, Кураев и Осипов.
И вообще даже книги их хранить дома нельзя.

Потому что была вот такая поучительная история:

Пресвитер Кириак, служивший в находившейся близ Иордана Каламонской Лавре,
повествует: “Видел я во сне Жену, благоговейную образом, одетую в багряницу,
и с ней двух мужей. Они стояли около моей келии. В Жене я узнал Пресвятую Богородицу,
а в сопутствовавших Ей – Иоанна Крестителя и евангелиста Иоанна. Радуясь такому посещению,
я бросился к стопам Ходатаицы мира и стал просить Ее, чтобы Она вошла в мою келию
и в ней сотворила молитву обо мне к Богу. Но Она не соглашалась. Когда же я со слезами
не переставал умолять Ее, Она сказала мне: “В келии ты держишь Моего врага, как же ты хочешь,
чтобы Я пошла к тебе?” С этими словами Она удалилась, и видение кончилось.
Пробудившись от сна, я начал скорбеть и размышлять: кто же может быть врагом
Пресвятой Богородицы в моей келии? Сам себя я ни в чем не считал виноватым против Нее,
а другого никого не было. Долго предаваясь скорби, я, наконец, вздумал развлечь себя
чтением бывших у меня книг, и в конце одной из них нашел поучение еретика Нестория,
который осужден на Третьем Вселенском Соборе за то, что называл Пресвятую Деву не Богородицей,
а Христородицей, утверждая, будто от Нее родился простой человек, а не Бог во плоти.
Тут только я понял, кто был в моей келии врагом Пресвятой Богородицы. Взяв книги,
я тотчас снес их брату, которому они принадлежали, рассказал ему свое видение
и, исполняясь ревности, при нем же вырезал и сжег листы, заключавшие лжеучение Нестория.
Пусть же не будет с этих пор в моей келии врага Пресвятой Богородицы!”

https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinsk … ednika/168

Отредактировано togiya (2019-10-31 20:15:43)

+2

5

togiya написал(а):

составить список святых людей
с добрым незапятнанным именем и только их книги и читать

Знаешь, я с тобой согласен!
Но мое согласие происходит именно из того, что читал я многое. И не только таких авторов о которых ты написал.
И уже из этого следом происходит сомнени - а можно ли лишать людей свободы выбора и осмысления, ограничивая их только избранными авторами? Хоть это будет и из благих побуждений?
Ведь кроме нас с тобой есть множество людей, которые пришли или придут или приходят к тому же мнению к которому пришли мы?

0

6

maxcom110 написал(а):

а можно ли лишать людей свободы выбора и осмысления, ограничивая их только избранными авторами?

Сам Господь Бог как даровал людям свободу выбора, так и оставляет её поныне.
Неужто я смогу как-то людей ограничить (вопреки установлению Божию)? 
Конечно нет.

Но дарованная нам свыше свобода имеет одно очень важное следствие под названием "персональная ответственность"
каждый из нас будет отвечать (на Страшном Суде) за свой выбор по всей строгости правосудия Божия.
И всякому, кто осознаёт это свойственна острожность...  в том числе и при выборе книг для чтения.
Книги --- это пища для души.
Мы ведь не хотим есть ядовитую пищу от которой последуют боли, мучения и быть может даже смерть.
И чтобы не случилось беды, когда идём за грибами, то сверяемся со справочником по съедобным грибам.
( или с каким-то опытным человеком к которому имеем доверие )
Те грибы, которых там в справочнике не нашли мы не собираем и не употребляем в пищу, чтобы не умереть.
Вот как-то так и с книгами. 
Чтобы не отравиться ядовитым лжеучением и не умереть вечной смертью
мы пытаемся тут помочь друг другу в выборе полезных книг.

+2

7

togiya написал(а):

Основные толкования

Ещё есть Иоанна Златоуста и
А.П.Лопухина.
Также есть толкования на Ветхий завет Авдеенко Е.А.

Патриарх Ермоген Московский

https://azbyka.ru/days/sv-ermogen-mosko … eja-rossii

ТВОРЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ
Повесть и чудеса Пречистой Богородицы, честного и славного Ее явления образа, иже в Казани
Жития святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев
Грамота в Нижний Новгород
Послание о исправлении церковного пения
Грамота митрополиту Филарету
https://azbyka.ru/days/sv-ermogen-mosko … eja-rossii

+1

8

maxcom110 написал(а):

И уже из этого следом происходит сомнени - а можно ли лишать людей свободы выбора и осмысления, ограничивая их только избранными авторами? Хоть это будет и из благих побуждений?

Вы не правы, Максим.
Свобода выбора должна на что-то ориентироваться. В нынешнее время, когда многие священники оказались в плену экуменических преобразований, как никогда становятся актуальными вопросы обнаружения чистой веры.

Поэтому необходим список  Авторов, труды которых проверены временем. Я имею ввиду не только Отцов, но и священников - богословов.

По мере своего возрастания в духе человек ищущий сможет освоить то, что ранее казалось ему  невозможным.

0

9

togiya написал(а):

А кого точно не надо читать из распространённых ныне авторов --- это Фаррар, Мень, Кураев и Осипов.
И вообще даже книги их хранить дома нельзя.

Потому что была вот такая поучительная история:

Пресвитер Кириак, служивший в находившейся близ Иордана Каламонской Лавре,
повествует: “Видел я во сне Жену, благоговейную образом, одетую в багряницу,
и с ней двух мужей. Они стояли около моей келии. В Жене я узнал Пресвятую Богородицу,
а в сопутствовавших Ей – Иоанна Крестителя и евангелиста Иоанна. Радуясь такому посещению,
я бросился к стопам Ходатаицы мира и стал просить Ее, чтобы Она вошла в мою келию
и в ней сотворила молитву обо мне к Богу. Но Она не соглашалась. Когда же я со слезами
не переставал умолять Ее, Она сказала мне: “В келии ты держишь Моего врага, как же ты хочешь,
чтобы Я пошла к тебе?”
С этими словами Она удалилась, и видение кончилось.
Пробудившись от сна, я начал скорбеть и размышлять: кто же может быть врагом
Пресвятой Богородицы в моей келии? Сам себя я ни в чем не считал виноватым против Нее,
а другого никого не было. Долго предаваясь скорби, я, наконец, вздумал развлечь себя
чтением бывших у меня книг, и в конце одной из них нашел поучение еретика Нестория,
который осужден на Третьем Вселенском Соборе за то, что называл Пресвятую Деву не Богородицей,
а Христородицей, утверждая, будто от Нее родился простой человек, а не Бог во плоти.
Тут только я понял, кто был в моей келии врагом Пресвятой Богородицы. Взяв книги,
я тотчас снес их брату, которому они принадлежали, рассказал ему свое видение
и, исполняясь ревности, при нем же вырезал и сжег листы, заключавшие лжеучение Нестория.
Пусть же не будет с этих пор в моей келии врага Пресвятой Богородицы!”

https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinsk … ednika/168

Николай,
у меня всё же сомнения  в том, что следует радикально избавиться от всех книг Кураева и Осипова.
Ведь было что-то в них доброе, в их ранних книгах?

Книги А.Меня сожгла ещё раньше. На очереди книги Антония Сурожского. "Школа молитвы" его сподвигла меня на окончательный выбор.

Отредактировано Аника (2019-11-01 09:49:43)

+1

10

maxcom110 написал(а):

а можно ли лишать людей свободы выбора и осмысления, ограничивая их только избранными авторами? Хоть это будет и из благих побуждений?

Свободы, если не ошибаюсь, у нас на форуме не лишают. Но - посоветовать, наверное, можно. Быть может, есть среди нас есть те, кто не очень любит учиться на своих ошибках (я в хорошем смысле слова).
Допустим - у нас тут заходила речь о книге "Старец Силуан". И - я, конечно, говорю не о самом преподобном ничего недолжного - но, то, как (или кем) написана та книга... В общем, я, грешный раза два начинал читать, но как-то смущения были. Так и оставил.

Что касается современных богословов - пусть каждый смотрит сам по себе. Я, грешный, допустим - до сих пор (если не ошибаюсь), не встречал и близко сопоставимого по силе духа с нашими святыми отцами, о которых скажу ниже.

Но первую очередь, конечно - Евангелие. Весь Новый Завет (Деяния Апостолов, Послания, Откровение). С толкованиями святых отцов.

Ветхий Завет (У нас - есть "Лествица", а есть и "Вот станы сынов Израилевых, которые вышли из земли Египетской по ополчениям своим, под начальством Моисея и Аарона")

Наши вселенские учители - святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов.

Святые отцы:
Преподобный Антоний Великий
Преподобный Макарий Великий (Духовные беседы. Слова. Послание)
Преподобный Ефрем Сирин (очень много толкований на Ветхий и Новый Завет. Четвероевангелие. Слова на Второе пришествие Господне, кончину века. О Страшном Суде, о воцарении антихриста. многое, многое другое)
Святитель Кирилл Александрийский (О поклонении и служении в Духе и истине (подробнейшие толкования на многие места пятикнижия Моисея). Глафиры (о том же). )
Преподобный Иоанн Лествичник (Лествица)

"Бесстрастие показал написавший: «ум Господень имамы» (1Кор.2:16). Бесстрастие показал Египтянин оный, сказавший: «Я уже не боюсь Господа». Бесстрастие показал и тот, кто молился, чтобы опять обратились на него страсти. Кто прежде будущей райской светлости удостоился такого бесстрастия, как Сириянин оный? Ибо Давид, столь славный между пророками, говорит ко Господу: «ослаби ми, да почию» (Пс.38:14); а сей подвижник Божий взывал: «Ослаби ми волны благодати Твоея»."
(Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица)
(в первом случае говорится о святом Апостоле Павле, далее по порядку - об Антонии Великом, Иоанне Колове, Ефреме Сирине)

Из более современных нам святых:

Преподобный Паисий Святогорец (6 томов и другие слова)
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (Аскетические опыты. Слово о смерти)
Святитель Феофан Затворник ("Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую". Многое другое)
Оптинские преподобные (Лев, Амвросий, Макарий, Варсонофий, Никон (Беляев) и другие)
Священномученик Григорий (Лебедев) (Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления)

Сборники:

Жития Святых (Святитель Димитрий Ростовский)
Эвергетинос

В скобках указал только те немногие слова святых отцов, которые сразу пришли на память.

Отредактировано Виталий83 (2019-11-01 11:06:58)

+2

11

vik.mi.67 написал(а):

Ещё есть Иоанна Златоуста и А.П.Лопухина.

толкование Лопухина не советую,
особенно для только начинающих изучать и неутверждённых в вере

0

12

Виталий83 написал(а):

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (Аскетические опыты. Слово о смерти)

свят. Феофан Затворник как-то неодобрительно отзывался о книге "Слово о смерти"
и дискутировал со свят.Игнатием по поводу некоторых мыслей о природе души и ангелов

но все остальные книги свят.Игнатия он одобрял.

0

13

Аника написал(а):

сомнения  в том, что следует радикально избавиться от всех книг Кураева и Осипова.
Ведь было что-то в них доброе, в их ранних книгах?

у Нестория тоже местами было что-то доброе,  но  вперемешку с хулой на Богородицу и Спасителя

в отравленной приманке для тараканов тоже на 99.5%  добрая и вкусная весьма привлекательная еда,
а на оставшиеся 0.5% смертельный яд  потому что тараканы чистый яд не хотят поедать, он им не нравится

+1

14

техник написал(а):

толкование Лопухина не советую,
особенно для только начинающих изучать и неутверждённых в вере

Могу (в самом хорошем смысле слова) посоветовать то же самое.
Я, грешный, встречал (и искал) у него некоторую информацию (историко-географического характера) в отношении Ветхого Завета (пятикнижия Моисея).
В остальном же (опять же, в хорошем смысле слова) - меня, например, притягивали толкования наших святых отцов, о которых уже упоминал выше.

Отредактировано Виталий83 (2019-11-01 11:15:38)

+1

15

техник написал(а):

свят. Феофан Затворник как-то неодобрительно отзывался о книге "Слово о смерти"
и дискутировал со свят.Игнатием по поводу некоторых мыслей о природе души и ангелов

но все остальные книги свят.Игнатия он одобрял.

Если не ошибаюсь (если не ошибаюсь), предмет спора святителей не касался догматов и канонов Православной Церкви.

0

16

Виталий83 написал(а):

Если не ошибаюсь (если не ошибаюсь), предмет спора святителей не касался догматов и канонов Православной Церкви.

если бы утверждения святителей входили бы в противоречие с утверждёнными святыми отцами догматами,
то ни о какой бы их канонизации и речи бы быть не могло.

спор  касался богословского мнения о природе человеческой души и ангелов

Дело было как-то так:

поводом для начала дискуссии послужила книга святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти»,
в которой был высказан взгляд на природу ангелов и человеческих душ как на тонкие эфирные тела.
Любопытный факт: святитель Феофан был ещё с молодости знаком со святителем Игнатием.
В 1844 году, будучи 29-летним бакалавром по Нравственному богословию Санкт-Петербургской духовной академии,
он дал курс своих лекций на рецензию архимандриту Сергиевой пустыни Игнатию (Брянчанинову) и получил
от него положительный отзыв. Следовательно, к моменту полемики для святителя Феофана святитель Игнатий
был не только старшим собратом-архипастырем, но и признанным богословским авторитетом.

Ознакомившись со «Словом о смерти», которое было опубликовано в 1863 г., святитель Феофан
написал святителю Игнатию письмо, в котором откровенно высказал свои принципиальные возражения.
Из ответного письма святителя Игнатия стало ясно, что на своих позициях он стоит твёрдо и на уступки
идти не намерен.

В частности, святитель Игнатий писал: «С 1843 года, независимо от меня, необходимость заставила вникать
подробнее и точнее в значение души и сотворённых духов. Справедливо сказал Антоний Великий,
что это познание крайне нужно для подвижников… Да и для всех оно имеет существенную пользу:
лучше ознакомиться с миром духов прежде смерти, нежели при наступлении смерти, как ознакомились
многие к величайшему удивлению и ужасу своему, в противность понятиям, заимствованным у западных мечтателей…
Что ж касается до слова “эфир”, то химия называет этим словом материю, совершенно отличную от газов,
принадлежащих земле, несравненно тончайшую, но неопределённую, вовсе неизвестную человекам…
В собственном смысле невеществен Один, необъемлемый пространством Бог. Духи сотворённые бесплотны
по отношению к нам… Мечта Декарта о независимости духов от пространства и времени – решительная нелепость.
Всё ограниченное, по необходимости, зависит от пространства».

Таким образом, со свойственной ему предельной ясностью мысли, святитель Игнатий ответил
на все основные пункты возражений святителя Феофана. Таких пунктов мы насчитываем четыре:

1. Излишняя, как казалось святителю Феофану, пытливость в исследовании вопроса о природе ангелов и человеческих душ.

2. Употребление научного термина «эфир» по отношению к духовной природе.

3. Признание относительной бесплотности и тонкой вещественности в ангельской природе и природе души.

4. Утверждение зависимости ангелов от условий пространства и времени.

Тем не менее, ответ святителя Игнатия не удовлетворил святителя Феофана.
«Слово о смерти» стало очень популярной книгой, и святитель Феофан справедливо предвидел,
что учение святителя Игнатия о «тонкой эфирной телесности» ангелов и душ вскоре получит
широкое распространение.

В дальнейшем свои письма против святителя Игнатия святитель Феофан публиковал в журнале
В.И. Аскоченского «Домашняя беседа», а когда святитель Игнатий написал в защиту своих взглядов
весьма основательный богословский трактат «Прибавление к Слову о смерти», святитель Феофан понял,
что ему придётся ответить не менее серьёзной работой.

Эту работу он издал уже после смерти святителя Игнатия… Называлась она «Душа и ангел – не тело, а дух».

ДУША И АНГЕЛ – НЕ ТЕЛО, А ДУХ

Против брошюр: "Слово о смерти" и "Прибавление к Слову о смерти"

ТАМБОВ.
В Типографии А. А. Студенецкого.
1867

https://www.blagogon.ru/digest/247/

https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvo … a-i-angel/

Иеромонах Серафим (Роуз) писал об этом так:

«Я серьёзно ставлю под вопрос: действительно ли учил епископ Игнатий тому,
что приписывает ему епископ Феофан; во всяком случае, несомненно, что он на это не делал
такого упора и таких выводов из этого не делал, какие больше всего стремился опровергнуть
епископ Феофан. Таким образом, из приведенной выше выдержки из епископа Феофана,
где он говорит, что “когда говорится, что ангел есть тело, тогда надобно отрицать у него
разумно‑свободность и сознание”, ясно, что епископ Феофан лишь делает логический вывод
из того, во что, по его убеждению, верит епископ Игнатий, но нигде у самого епископа Игнатия
он не может найти места о том, что он действительно верит, что ангелы лишены разумной свободы
и сознания; несомненно, епископ Игнатий в это не верил. Читая “Слово о смерти” епископа
Игнатия, я не нашел такого учения»[2].

один из сильнейших аргументов в пользу учения святителя Игнатия.
Это определение Отцов VII Вселенского собора:

«Что касается ангелов и архангелов и других святых сил, высших их, то кафолическая Церковь
признает их разумными, но не совершенно бестелесными... только имеющими тела тонкие,
воздухообразные и огнеобразные
, согласно сказанному в Писании:
“Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя огнь палящ” (Евр 2, 7)»

это определение Вселенского собора имело практическое значение:
им обосновывалась возможность изображения ангелов на иконах.
Таким образом, соблюдается  общий принцип иконописного реализма
– изображать можно лишь то, что было видимо людьми в действительности,
в реальной жизни.

Эту мысль можно и продолжить. Человеческая душа тоже «не совершенно бестелесна»
и поэтому её тоже можно изображать на иконах, что и делается, например,
на канонических иконах Успения Пресвятой Богородицы.

иеромонах Серафим (Роуз):

«Сам епископ Игнатий был, возможно, несколько излишне заинтересован в объяснении
ангельских тел в понятиях научных знаний XIX века о газах. По этой причине возник
некоторый спор между ним и епископом Феофаном Затворником, который считал необходимым
подчеркнуть простую природу духов (которые, конечно, не состоят из элементарных молекул,
как все газы)»; и ещё: «Со стороны епископа Игнатия ошибкой было не то,
что он придерживался именно этого учения, которое критикует епископ Феофан,
а возможно такой сильный упор на телесную сторону ангельской природы и деятельности
(это довольно легко может произойти при борьбе с излишним упором западных учителей
на “духовность”), что иногда могло показаться, что он говорит, что ангелы и души имеют
(эфирные) тела и что этот телесный аспект является частью их природы».


с точки зрения современной науки огонь --- это разновидность низкотемпературной плазмы
( которая весьма близка по свойствам к газам, но всё-таки считается другим фазовым состоянием
но также, как и газы плазма имеет сложный составной характер  )
Поэтому не следует библейские слова сравнивающие ангелов с огнём воспринимать слишком буквально.

+3

17

Аника написал(а):

сподвигла меня на окончательный выбор.

+ у меня так же было. ну и + некоторые другие его высказывания и видение веры.

0

18

togiya написал(а):

наиболее признанные и рекомендованные для нашего времени авторы

Благодарю.

0

19

Старец Паисий Святогорец:

Книга преподобного Исаака лежала в возглавии кровати Старца.
Он читал эту книгу постоянно, и шесть лет она была его единственным духовным чтением.
Он читал одну фразу из этой книги и целый день повторял её в уме, «работая» с ней глубоко
и деятельно, по его собственному выражению, подобно тому как «жвачные животные жуют жвачку».

В благословение приходящим Старец раздавал выдержки из слов святого Исаака,
желая побудить людей к чтению его творений. Старец верил, что «изучение аскетических трудов
аввы Исаака приносит большую пользу, потому что оно даёт уразуметь глубочайший смысл жизни,
и если у человека, который верит в Бога, есть малые или большие комплексы любого рода,
помогает ему от них избавиться. В книге аввы Исаака содержатся многие духовные “витамины”,
благодаря которым это чтение изменяет душу».

Мирянам Старец тоже советовал читать авву Исаака, но – понемногу, чтобы усваивать прочитанное.
Старец говорил, что книга аввы Исаака имеет такую же ценность, как целая библиотека Святых Отцов.

В том экземпляре книги аввы Исаака, которую читал Старец, под иконописным изображением Святого,
где он держит в руках перо, Старец Паисий подписал: «Авва, дай мне твоё перо, чтобы я подчеркнул
все слова в твоей книге». То есть Старец хотел сказать, что книга эта имеет столь великое достоинство,
что стоит подчёркивать в ней каждое слово.

Старец не только читал слова аввы Исаака, но и испытывал к нему многое благоговение
и особенно почитал его как Святого. На маленьком престоле храма его кельи «Панагуды»
одной из немногих помещавшихся там икон была икона преподобного Исаа ка Сирина.
От любви и благоговения к Преподобному, Старец дал его имя одному из монахов,
которого постриг в великую схиму. Память преподобного Исаака Старец праздновал 28 сентября.
Он сам установил, чтобы в этот день все отцы его круга совершали общее Всенощное бдение.
На одном из этих бдений Старца видели в фаворском Свете, возвышенным и изменённым.

До того как отцы начали праздновать память Святого 28 сентября, Старец подписал в Минее
под 28 января (в этот день память преподобного Исаака Сирина совершается вместе с памятью
преподобного Ефрема Сирина) следующие слова: «28 дня того же месяца память преподобного отца
нашего Ефрема Сирина. и Исаака Великого Исихаста, с которым поступили очень несправедливо».

Иеромонах Исаак. Житие Старца Паисия Святогорца.
М.: Святая Гора, 2006


старец Фаддей Витовницкий о книгах:

http://s7.uploads.ru/t/du0sZ.png

* Добротой священника Драгослава Тополца к нам в руки попала фотокопия перевода
«Слова святого Исаака Сирина», сделанного старцем Фаддеем, исписанная рукой старца.
Старец Фаддей очень любил читать и цитировать святого Исаака, называя его
«непревзойденным психологом» и «одухотворенным таинником христианской жизни».
О том, насколько глубоко старец изучал и переживал слова святого Исаака Сирина,
говорят многочисленные подчеркивания и обозначения в тексте перевода, в местах,
которые старец считал особенно значительными, и пометки на полях текста, например:
«Важно, важно, важно!!!», «Духовное знание», «Высокое познание своей немощи»,
«Ум, ум, ум!», «Основа всякого добра», «Борьба внутренняя!», «Духовные очи!»,
«Ключ сердца!», «Рассуждение!», «Берегись нерадения и лености!».
Отсюда мы видим, что святой Исаак Сирин, как и преподобный Симеон Новый Богослов,
своим опытным богословием и гносеологией оказали ключевое влияние на формирование
личности отца Фаддея как подвижника и духовника. С другой стороны, эта драгоценная
рукопись открывает нам, что старец повторил и возродил в себе древний подвиг
монахов-переписчиков и переводчиков в духе наставления святого Паисия (Величковского)
— «Переводить и воплощать!» (Прим. изд.)

Старец Арсений Пещерник, сподвижник старца Иосифа Исихаста:

http://s9.uploads.ru/t/Svdf9.png

( из книги https://clck.ru/JmgTq  )

*Чтение тоже является одним из видов молитвы.
Мы каждый день читали одну-две главы Священного Писания
и после этого - книги святых отцов.
Что же касается Исаака Сирина, то он всегда был у нас под мышкой.
Не надо тебе другой книги. Достаточно Исаака Сирина, он говорит обо всем.
Но, кроме него, мы читали и Лествицу, и авву Дорофея, и Эвергетинос
и святого Макария и многих других, а также и жития святых.

Читая жития святых, мы получаем двойную пользу.
Первая польза состоит в том, что пример их подвигов пробуждает нас
от сна нерадения. Вторая же - в том, что, когда мы читаем жития святых
с благоговением, святые эти молятся за нас Христу. Но всегда, прежде чем
начать чтение, нужно помолиться. После молитвы чтение жития святого
приводит нас в такое умиление, что мы уже не в состоянии остановить слезы.
Так бывает потому, что молитва просвещает ум.

*Все Священное Писание богодухновенно, и мы должны читать его всё.
Из Ветхого Завета особенное внимание нужно уделять Псалтири.
Это очень сильная молитва.

( http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=420.0 )

+2

20

Пневма написал(а):

“Российское Библейское Общество” печатает и распространяет не только Русский Синодальный перевод Библии

Пневма написал(а):

многие участники РБО издают свои монографии, книги и статьи (Десницкий и проч.)

насчёт перевода Библии, по-моему заслуживает внимания перевод книг Ветхого Завета
сделанный  с греческого казанским профессором П. А. Юнгеровым (1856-1921)
на русский язык ( с греческих текстов Септуагинты ).

свят.Феофан Затворник всячески защищал Септуагинту ( перевод LXX толковников ),
вот несколько его писем ( 1084, 1089, 1090, 1091, 1092, 1093, 1095, 1096, 1097, 1098, 1104, 1105 ):

http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/fe … txt03.html
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/fe … txt04.html

и вот ещё статья о спорах того времени ( когда делался синодальный русский перевод Библии )
https://svt-feofan.livejournal.com/14631.html

зацитирую важный фрагмент этой статьи:

для Синодального перевода Ветхого Завета за основу был взят перевод Российского Библейского Общества (РБО).
Частично делал и окончательно редактировал его прот. Герасим Павский.  Перевод сделан с масоретского текста,
с небольшими поправками на Септуагинту. О явном перекосе этого перевода в сторону еврейского текста
можно судить уже по следующей деятельности Павского. Когда было закрыто Библейской общество,
он в виде частной инициативы перевел весь Ветхий Завет с масоретского текста на русский без всяких поправок
на перевод 70-ти. В результате Павский ненапрасно был обвинен в ереси, а литографии его перевода были почти
полностью уничтожены по распоряжению Синода.

Для Синодального перевода текст РБО редактировался, сносясь  с греческим текстом. (23)
Но, как мы видим, сделано это было недостаточно.

Итак, имея ввиду все вышесказанное, можно сделать несколько выводов.

- Синодальный перевод Ветхого Завета (особенно Псалтирь) переведен без должного учета Предания Церкви и требует исправления.

- Исходя из всего вышесказанного, в том числе новых данных, основывающихся на Кумранских свитках
следует признать правоту святителя Феофана и при переводе в первую очередь опираться на Септуагинту.

- При переводе очень часто одному слову соответствует целый ряд синонимов, иногда сильно отличающихся по смыслу.
Кроме того существуют устаревшие значения слов, которые бывает трудно, или даже невозможно найти.
Поэтому выбор нужного слова требует хорошего знания учения Церкви, и высшим критерием является
не формальная точность перевода, а соответствие Преданию Церкви, данному Святым Духом, что требует
высококвалифицированных, но в то же время и что еще важнее, высокодуховных переводчиков,
хорошо знающих учение Церкви.

- Так как в наше время вряд ли можно найти людей одновременно отвечающим столь высоким критериям,
следует признать, что попытки нового перевода Библии  могут ее только ухудшить.

- В этой ситуации можно предложить заменить в Синодальной Библии хотя бы Псалтирь
на перевод достаточно авторитетного проф. Юнгерова, перевод, который в полной мере соответствует Переданию Церкви.
Впрочем, этот уважаемый профессор перевел достаточно много книг Ветхого Завета с Септуагинты, поэтому можно использовать и их
.

- Еп. Порфирий (Успенский) в бытность свою Киевским викарным архиереем перевел с Септуагинты
несколько книг Ветхого Завета, в т.ч. Псалтирь (24), поэтому можно было бы использовать и его благочестивые труды.

Необходимость этого исправления очевидна, так как оно поможет иметь дополнительные аргументы
в диалоге с протестантами и поможет утвердить колеблющихся, склоняющихся к авторитету
одного только Священного Писания, сохраняя их в спасительной ограде Православной Церкви.

К сожалению, к мнению свят.Феофана и в то время не очень то прислушивались... и теперь пренебрегают...

вот те, упомянутые переводы Псалтири и книг Маккавейских сделаные еп.Порфирием:

https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Usp … echeskogo/
https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Usp … kavejskie/

http://biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.uspen

а вот переводы Юнгерова:
http://biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.jung

+2

21

togiya написал(а):

еп.Порфирием:

https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Usp … echeskogo/

Не воспринимается как Псалтырь, по моему. Воспринимается как пересказ.
Прочла 50 й псалом, который знаю назубок. И как то не очень...

0

22

vik.mi.67 написал(а):

Не воспринимается как Псалтырь, по моему.
Воспринимается как пересказ.
Прочла 50 й псалом, который знаю назубок.
И как то не очень...

Так ведь никто и не призывает полностью заменять церковно-славянскую Псалтирь русским переводом.

Русские переводы профессора Юнгерова и еп.Порфирия --- это лучшее из того что есть
и они могут помочь лучше понять смысл псалмов, но безусловно, что для богослужения
и для келейноого молитвенного правила  как была, так и остаётся церковнославянская Псалтирь.

Но, тем не менее эти переводы лучше точнее передают смысл и ближе к церковнославянскому
чем широкораспространённый "Синодальный русский перевод".

+1

23

togiya написал(а):

из (почти) современных нам духовных писателей:
1) святой преп. Паисий Святогорец
2) святой преп. Порфирий Кавсокаливит
3) архим.Фаддей Витовницкий

+
Еще добавлю  святого Иустина Челийского (Попович)
https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/
Именно для нашего времени :
Труды по Догматике Православной Церкви
https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popov … enij-tom2/
https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popov … enij-tom3/
https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popov … enij-tom4/

"Православная Церковь и экуменизм"
https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popov … hkumenizm/

Часть 1. Православное учение о Церкви
Введение
Экуменизм – это движение, которое содержит в себе многочисленные проблемы. И все эти проблемы проистекают из одного и сливаются в одном – едином стремлении к Истинной Христовой Церкви. А Истинная Христова Церковь имеет и должна иметь ответы на все вопросы и подвопросы, которые ставит экуменизм. Ведь если Церковь Христова не решает вечные вопросы человеческого духа, то Она не нужна. А человеческий дух постоянно изобилует жгучими вечными вопросами. И каждый человек как бы постоянно горит в этих вопросах, сознательно или бессознательно, вольно или невольно. Горит у него сердце, горит ум, горит совесть, горит душа, горит все его существо. И «нет мира в костях его» (Пс.37:4). Среди звезд наша планета является центром всех вечных мучительных проблем: проблем жизни и смерти, добра и зла, добродетели и греха, мира и человека, бессмертия и вечности, рая и ада, Бога и диавола. Человек – это самое сложное и самое загадочное из всех земных существ. И более того – он больше всех подвержен страданиям. Поэтому Бог и сошел на землю, поэтому Он и стал совершенным человеком, да нам как Богочеловек ответит на все наши вечные мучительные вопросы. По этой причине Он и остался весь на земле – в Церкви Своей, которой Он – Глава, а она – Его Тело. Она – Истинная Церковь Христова, Церковь Православная, и в ней присутствует весь Богочеловек со всеми Своими обетованиями и со всеми Своими совершенствами.

Что экуменизм представляет собой по существу, во всех своих проявлениях и устремлениях, мы лучше всего увидим, если его рассмотрим с позиций Единой Истинной Христовой Церкви. Поэтому нужно изложить, хотя бы в общих чертах, основу учения Православной Церкви об Истинной Христовой Церкви – Церкви апостольско-святоотеческой, Церкви Священного Предания.

===

«Мы благодарны отцу Иустину за то, что он победил дух мира сего и дух времени. Он являет собой великий дар Божий, могучее утверждение против духа обмирщения, грозящего охватить богословие и нашу жизнь. В нашей совести и чувстве отец Иустин – это отец Вселенской Православной Церкви» (архимандрит Георгий (Капсанис)).

«Уже время, уже пошел двенадцатый час…» -- https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popov … atyj-chas/

Сегодня более, чем когда бы то ни было нужно иметь дар различения духов (1Ин. 4, 1), дар православный, дар подвижнический, чтобы человек несоблазненный мог пробиваться сквозь ужасный хаос нашей современности. Духом Вечности нужно проверять дух нашего времени.

святой Иустин Челийский

Отредактировано Пневма (2019-11-05 01:03:12)

+1

24

Пневма написал(а):

Еще добавлю  святого Иустина Челийского (Попович)

тогда уж и святителя Николая Сербского ( Велимировича ) надо добавить.

+1

25

togiya написал(а):

тогда уж и святителя Николая Сербского ( Велимировича ) надо добавить.

Не вмещаю его высказывания некоторые.

0

26

Аника написал(а):

Не вмещаю его высказывания некоторые.

А что за высказывания?  Можно конкретизировать?

Мне по-правде говоря, то же некоторые вещи показались странными, непонятными
и даже неприемлемыми...  Но это только в нескольких произведениях.
Там попахивало экуменизмом... да. 

Потом узнал, что у свят.Николая был период когда он попал под влияние
экуменических идей, но это прошло и он в дальнейшем вполне исправился.
Но книги остались.  И в некоторых изданиях к моему удивлению
наша цензура ( которая ставит гриф ) это пропустила.  В других изданиях
эти места просто убраны из книг.

Думал, как с  этим быть. Понял, что даже читая прославленных Церковью святых отцов
надо сверять с другими святыми отцами Церкви по принципу:

«Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято,
мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.

А верить им должно по такому правилу:
что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто,
часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей,
то считать несомненным, верным и непререкаемым;
а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый,
исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным,
сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования
;
дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников,
с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению
одного человека».

( прп. Викентий Лиринский )

+1

27

togiya
все надо сверять....
и сложно сделать какой -то список. Потому что очень разные пути к Богу бывают. На каждого человека свой ключик, своя книга. и свой путь, свое понимание. И говорить "того не читай, этого не читай", если там нет откровенной пропаганды ереси, все таки не стоит. Люди сами потихоньку ко всему придут, если захотят. А не захотят, так и не загонишь..
можно просто для себя какой то список составить..
хотя.. есть вещи незыблемые практически,тот же Златоуст. Читаешь и поражаешься как легкости изложения, так и актуальности так давно написанных слов. Хотя у меня дома его совсем мало..

+1

28

Malevi написал(а):

и сложно сделать какой -то список.

Конечно, у всех разные пути. Но... А почему нет?

Отредактировано Пневма (2019-11-05 17:55:25)

0

29

togiya написал(а):

Там попахивало экуменизмом... да.

Там попахивало оккультизмом. Не помню, где читала,на каком сайте, помню, что возникло резкое неприятие; особенно потому, что не ожидала у него встретить подобное.
Если встретится, то выложу сюда.

Отредактировано Аника (2019-11-05 08:39:26)

0

30

togiya написал(а):

Потом узнал, что у свят.Николая был период когда он попал под влияние
экуменических идей, но это прошло и он в дальнейшем вполне исправился.
Но книги остались

Понятно теперь. Наверное, я наткнулась на что-то из этих произведений.

Отредактировано Аника (2019-11-05 08:41:25)

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Фильмы, книги, музыка » рекомендованные для нашего времени духовные книги