I. Об отношении Церкви к властям
Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Деян.5:29
Это – душа, это – сердце Православной Церкви; это – ее главное благовестие, заключающее в себе
все другие благовестия, т. е. всеблаговестие. Она живет этим и ради этого. В этом – ее бессмертие и вечность;
в этом ее непреходящая всеценность и всезначимость. Повиноваться больше Богу, нежели человекам,
– это принцип всех ее принципов, святыня всех ее святынь, мерило всех ее мерил.
Это все-благовестие является сущностью всех святых догматов и всех святых канонов Православной Церкви.
Здесь абсолютно недопустимо, ценой чего бы то ни было, делать со стороны Церкви какие-либо уступки
каким бы то ни было политическим режимам или же идти на компромиссы с людьми или с демонами,
а также, еще в большей степени – с неприкрытыми гонителями Церкви, церкво-борцами, стремящимися
во что бы то ни стало ее уничтожить.
Повиноваться больше Богу, нежели человекам, – это устав Православной Церкви, Устав вечный и неизменный,
Устав всех уставов, а также вечная и неизменная ее позиция, в соответствии с которой должны вырабатываться
все другие ее позиции (в сербском языке слова «устав» и «позиция» (сербск. – «став»), являются однокоренными. – Примеч. пер.).
В этом содержится и первый ответ Церкви первым ее гонителям (см.: Деян.5:29); но это – ответ и всем последующим ее гонителям
во все последующие века, вплоть до Страшного Суда. Для Церкви Бог всегда на первом месте, а человек – всегда на втором.
Поэтому людям можно и должно повиноваться до тех пор, пока они не ополчаются против Бога и Божиих законов.
Но как только они начинают противиться Богу и Его законам, Церковь должна против них выступить и им воспротивиться.
Властям надлежит покоряться, пока они поддерживают Божественный порядок в мире,
пока они – слуги Божии и пока они и в самой жизни поступают как слуги Божии.
Покоряться властям подобает, потому что они как слуги Божии носят меч, наказывающий зло и защищающий добро.
Покоряться властям подобает, потому что они слуги Божии – отмстители в наказание делающему злое, а не доброе.
Но если власти нагнетают страх и мстят делающим доброе, если власти преследуют Божие добро,
если гонят они самое величайшее Благо, Все-Благо мира сего – Господа Иисуса Христа, а тем самым – и Его Церковь,
то таким властям повиноваться не следует, нельзя даже слушать их.
С такими властями христианин должен бороться: бороться святыми, евангельскими средствами.
Никогда не должен христианин повиноваться больше людям, нежели Богу, а особенно тем людям,
которые против Истинного Бога и против Его Евангелия.
Власть в своем начале, в принципе – от Бога.
Однако если власть отрекается от Бога и начинает выступать против Бога, то она превращается
в сплошное олицетворенное насилие и тем самым перестает быть от Бога, становясь властью от дьявола.
Таким образом, мы, христиане, знаем и тайну власти, и тайну насилия: власть благословлена Богом, насилие же Богом проклято.
Все, что от Бога – добро, но стоит этим злоупотребить, как оно тут же становится от дьявола.
Злоупотребление Божиим – в этом весь дьявол, в этом весь дьяволизм всех миров, включая и человеческий.
Власть – от Бога; и пока она действует в Боге и ходит под Богом и с Богом – она благословенна.
Но как только она оставит Бога, то становится тиранией, свирепым насилием – и тем самым переносит себя
под власть антибога, противобога, дьявола.
Таково евангельское, апостольское, святомученическое, святоотеческое, православное учение о природе и значимости власти.
Таково об этом святое и непогрешимое учение Православной Христовой Церкви, таково оно от начала до сего дня,
таким пребудет оно и от сего дня во все последующие века. Свидетели сему? – Все святые апостолы, все святые отцы,
все святые мученики. Особенно – святые мученики, начиная от святого первомученика Стефана и вплоть до нашего
святого дьякона Аввакума и всех прочих святых мучеников, пострадавших уже в наши дни.
Все они пострадали за Господа Иисуса Христа, по большей части – от царей, королей и тиранов,
одним словом – от богоборческих властей мира сего. И количество этих святых мучеников и исповедников исчисляется
даже не тысячами, а миллионами. Все они – святые и бессмертные свидетели Богочеловеческой истины, заключающейся
в следующем: христиане должны противиться безбожным и богопротивным указам и постановлениям царей, начальств
и властителей мира сего, кем бы они ни являлись и где бы ни находились.
Каждый святой мученик, каждый святой исповедник – это живое и бессмертное воплощение пресвятого все-благовестия
Православной Церкви: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
Каждый из них всей душой, всем сердцем, всей своей силой, всем умом исполнял это Божественное все-благовестие.
И потому все они были мучимы, подвергаемы пыткам и издевательствам и приняли смерть от богоборческих правителей
в те или иные века истории.
( https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popov … tom1/2_1_1 )
( http://bible.optina.ru/new:act:05:29#pr … n_popovich )