Для православного монашества характерно учение об Иисусовой молитве;
вернее, это заповедь для всех христиан, но монашество было тем садом,
где дивные, благоухающие цветы этой молитвы цвели особенно пышно.
Иисусова молитва называется по-разному: памятью Божией, духовной песнью,
любовью Божией, сердечным безмолвием – в зависимости от степени молитвы.
Начинается она как память, затем переходит в таинственную песнь,
которую дух поет день и ночь Богу, а затем вводит человека в безмолвие и любовь.
Для Иисусовой молитвы нужен труд. Наше сердце от грехов и страстей превратилось в камень.
Нужно долбить скалу, чтобы найти источник. Проходят годы; человеку кажется, что труд его
бесплоден, что он оставлен Богом, но это не так: в человеке происходит беспрерывное,
но незаметное изменение, подобное росту его тела. На каждую Иисусову молитву Бог неслышно
отвечает сердцу: «Я с тобой!». Некоторые, прочитав учение отцов об Иисусовой молитве, хотят
сразу пережить их состояния, но эти руководства написаны преимущественно для пустынников
и аскетов, а наше сердце похоже на грязное болото. Иисусова молитва – ручеек, втекающий
в это болото, но сколько времени нужно для того, чтобы его струи вытеснили, вымыли всю грязь
и сделали воду прозрачной! К тому же в это болото непрестанно попадают стоки и выбросы
наших грехов и страстей – того, что проникает в сердце, особенно через зрение и слух.
Постепенно очищаются глубины нашего подсознания, тайники человеческого сердца; иногда
благодать касается души, как бы показывая, что ожидает ее впереди, и скрывается снова.
Человек переживает то помощь Божию, то богооставленность, то краткие просветы радости,
то мучительные периоды бессилия и скорби. Благодать Божия скрывает этот путь от нас самих,
чтобы мы не впали в гордыню, и только после пробуждения духа человек познаёт в молитве,
как сладок рай и как благ Господь.
Святые отцы советуют вначале произносить Иисусову молитву устно, но негромко, полушепотом,
вслух самому себе: громкий голос рассеивает мысли, и только при особенно сильном восстании
страстей допустимо громко произносить, как бы кричать молитву, чтобы заглушить змеиную песнь
сладострастия и гнева. Иисусову молитву надо произносить в темпе обыкновенной беседы,
не слишком быстро, когда ум отключается от слов, и не слишком медленно, когда ум начинает
дремать в них. Затем человек по временам переходит к безгласной молитве, стараясь внутренне
четко произносить ее слова, причем отцы рекомендуют несколько сдерживать дыхание, то есть
делать его поверхностным и редким: это помогает сосредоточению мысли. Мы можем проследить
на себе, что концентрация внимания связана с задержкой дыхания. Однако возможна ошибка
в следующем: человек, набирая воздух до отказа, делает затем долгие паузы, напрягая все силы,
чтобы не выдохнуть его. Некоторым людям, поступавшим так, удавалось иногда мысленно
произносить до десяти, даже до пятнадцати молитв после глубокого вдоха, но следствием подобной
практики нередко оказывалась болезнь – расширение (эмфизема) легких и гипертония.
Отцы советуют противоположное – употреблять при дыхании малое количество воздуха,
как пищу во время поста.
Древние подвижники связывали слова Иисусовой молитвы с дыханием. Этот способ употребляют
и некоторые современные нам монахи. Жизнь человеческого организма протекает в определенных ритмах,
и когда молитва соединяется с этими ритмами, они способствуют ей. Это не механический процесс,
который умерщвляет дух, а нечто другое, похожее на поддержку дружеской руки, помогающей человеку,
идущему по крутой горной тропе.
Человек – уникальный, неповторимый индивидуум, поэтому и путь Иисусовой молитвы у каждого свой,
неповторимый. Молитва – дар Божий, поэтому надо молиться Богу о ниспослании этого дара.
Это, быть может, самый лучший и безопасный способ достигнуть молитвы:
просить ее у Бога как великой милости.
Иисусову молитву нельзя противопоставить другим видам молитвы, например Псалтири:
все они берут начало от одного источника – Духа Святаго. Псалтирь и каноны помогают,
особенно вначале, Иисусовой молитве; сразу перейти только к одной Иисусовой молитве
так же трудно, как перейти от привычной пищи к хлебу и воде, которыми питаются аскеты.
Наш ум по привычке требует разнообразия; даже в поле молитвы лишь постепенно он
переходит от широты познания к глубине. Постоянно держать ум в напряжении – это,
по слову Антония Великого, то же, что держать все время тетиву лука натянутой. На вопрос,
что избрать – Иисусову молитву или Псалтирь, преподобный Варсануфий Великий отвечал:
«И одно делать, и другое не оставлять». Причем постепенно все больше времени и места
в душе отдавать для Иисусовой молитвы.
Преподобный Иоанн Лествичник считает память о смерти необходимой для молитвы.
Надо спрашивать себя: «Кто ты, зачем пришел сюда, когда и куда уйдешь ты отсюда?».
Иоанн Лествичник пишет: «Некоторые говорят, что молитва лучше, нежели память о смерти,
я же воспеваю два существа в одном лице».
архимандрит Рафаил (Карелин)
Дыхание жизни. О молитве.
https://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karel … o-molitve/