Вверх страницы

Вниз страницы

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Живое слово мудрости духовной


Живое слово мудрости духовной

Сообщений 391 страница 410 из 410

391

Про Чистый Источник ( о духовной разборчивости   арх.Рафаил Карелин)

+4

392

Наказ святаго Петра Могилы

Святой Петр Могила, после смерти, когда пришел на тот свет и увидел, что там творится, как души усопших страдают – попросил Господа воскресить его и вернуть на короткое время на землю, чтобы он, Петр, написал это поучение – наказ еще живущим на земле. И чтобы мы, живущие здесь, торопились и знали, как спасать своих родителей и сродников.
Священникам приснился сон, чтобы откопали они гроб с телом святого Петра. Они, собрались и, помолившись, решили так и сделать. Святой Петр, встав из гроба, написал этот наказ-поучение и, вернувшись в гроб, снова ушел в Царство Небесное. Аминь.
поминовение усопших
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Благословение Господне от святых мучеников Антония, Иоанна и Евтофия. Благодать и мир да пребудет с вами, дорогие духовные дети и благодетели.
Пишу вам о усопших душах, прошу хранить эту ценность.

· За три (3) Литургии, когда служатся они о душах усопших, Ангелы Божии молятся пред Престолом Божиим. Испрашивают милосердия Божия; просят Господа повелеть Ангелу войти во ад и окропить грешную душу святою водою.
· Еще три (3) Литургии – Ангелы молятся и умоляют Господа, и благословляет Господь Ангела Своего причастить и вывести грешную душу на свободу. Ангел берет частицы, летит и погружается во глубину ада, опаляя свои крылья, несет несчастной душе Святое Причастие.
· Еще десять (10) служб – Ангелы просят Господа повеления подвести грешную душу к вратам ада.
· По двадцатой (20) службе Господь благословляет вывести душу на свободу.
· На двадцать пятой (25) службе – Ангелы вывели души черные, горелые головешки.
· На тридцатой (30) службе – снова Ангел окропил обгорелые души святой водою, дохнул и сказал им: «Покрывайтесь кости плотью и кожею человеческою, и войдите в себя».
· На тридцать пятой (35) службе – Ангел Божий принес чистое белье, одеяния и облек их в одежды светлые.
· На тридцать шестой (36) службе – Ангел Божий повел их к дверям Рая.
· На тридцать восьмой (38) службе — Ангел привел их к Престолу Божиему. Ангел Божий, со всеми душами чистыми, пали ниц пред Престолом Вседержителя и благодарили Господа за Его милость, как были научены Духом Святым. Два дня стояли души пред Престолом Господа нашего – радовались, плакали, молились, благодарили родных, что не забыли их на земле, обещали Господу молиться о них. Господь благодарил Ангелов Своих, благословил души усопших.
· На сороковой (40) службе – Господь говорил: «Милосердием своим и молитвами Святой Нашей Церкви, спасают живущие ныне на земле, души умерших сродников своих из огня адского. Четыре колена и три колена земных спасены будут за милосердие ваше к умершим сродникам вашим, и введены будут в обители Рая». И еще сказал Господь Ангелу Своему: «Всели души эти в обители райские, а ключи от обителей, приготовленных милосердным потомкам их, находящимся еще на земле, вручи душам сродников их, освобожденным от мук вечных, для хранения до времени, когда и те придут по велению Моему». И когда Ангелы Божии, вручив ключи душам спасенным, ввели их в обители райские, то все Небесные, с превеликой радостью воскликнули: «Радуйтесь люди и веселитесь!» Аминь.

Дорогие дети, выручайте своих родных,
избавляйте их от вечного огня и мук
адских. Кто подает на
сорок обедней, у того в пропасти никого
нет. Сказано Господом: «Кто спасет, те и
сами будут спасены».
Господи! Благослови, вразуми человека.
Пресвятая Богородице спаси нас!
***

+7

393

«Хотя бы раз в жизни нужно поставить свечу за тех, кого мы обидели, обсчитали, у кого украли, не вернули долга».
св.прп.Серафим Вырицкий

+3

394

Дарина написал(а):

Наказ святаго Петра Могилы

3рм опубликовала этот материал, а потом это https://3rm.info/mainnews/31570-chitat- … ushku.html

+1

395

Есть люди, кои думают, что расширяют круг свободы в неограничении своих желаний,
но кои на деле походят на обезьян, самовольно запутывающих себя в сети.

( свт. Феофан Затворник )
https://pravoslavie.ru/76728.html

+1

396

Отец Гавриил учил:

--- Если хочешь какое-то замечание сделать ближнему,
один раз скажи, дважды, трижды.  Если очень болит сердце,
тогда не более семи раз.  Если не принял замечание от тебя,
оставь его в покое.  Если он в чем-то ошибается, Сам Бог
покажет ему.

из книги "Старец Гавриил: сердце полное любви."
(Житие и поучения старца Гавриила(Ургебадзе) и воспоминания о нём)
автор: Малхаз Джинория -М.:Изд-во "Апостол веры", 2017.

+2

397

Не напоминай никому о его ошибках

Я хотела узнать мнение Старца относительно одного моего старого убеждения.
При встрече я сказала ему: «Геронда, внимательно рассматривая различные события
из своей жизни, я пришла к определенным выводам и заключениям, которыми и стараюсь
руководствоваться. Так, например, когда кто-либо не согласен со мной, в то время как
я абсолютно убеждена в правильности своего мнения, я ему говорю:
«Давайте оставим этот вопрос и возложим его на Бога. Пусть Он Сам,
через последующее развитие событий, даст нам верный ответ».
Когда дальнейшее показывает мою правоту, я не напоминаю своему оппоненту
о нашем старом разговоре и о том, что я в конце концов оказалась права. Молчу.
Обычно молчит и спорщик - мы редко находим в себе мужество признать свои ошибки.
Для меня достаточно того, что внутренне он все понимает. Я рада, что благодаря моему
молчанию, которое больше похоже на амнистию, он по отношению ко мне чувствует себя
свободно, уверившись, что я нисколько не презираю его, но продолжаю относиться
с прежним уважением». Выслушав меня, Старец с восторгом воскликнул:
«Чадо мое, да ты - психолог! Это совершенно правильная позиция:
не осуждать никого за его ошибки и не напоминать ему о них.
Тогда в человеке начинает говорить совесть, которая и обличает его.
Только так исправляется зло. Если же ты начинаешь осуждать человека,
он, естественно, начинает защищаться, оправдывать себя, перекладывать
ответственность на тебя и на других людей, и в конце концов замыкается.
Таким образом, зло не исправляется, но, наоборот, лишь возрастает»
.


«Иной раз лучше промолчать и не разбирать поступки других.
Я вспоминаю отца Порфирия, который говорил:
“Когда ты отругаешь виновного, то что он станет делать?
Он не только не станет тебя слушать, но еще и будет стараться защититься
и доказать тебе, что ни в чем не виноват. Душа его закроется еще больше.
Но если ты не будешь его ругать, душа его смягчится, вы станете друзьями,
и рано или поздно он придет и признает свою ошибку».

Старец с уважением относился к личности любого человека,
со всеми ее индивидуальными проявлениями.
Личность — это «образ неизреченной славы Божией,
даже если на нем есть следы падений».
Отец Порфирий принимал человека таким, какой он есть, пусть он
даже был весь искажен грехом. Старец не пытался насильно изменить человека,
но молился о том, чтобы тот сам захотел измениться, возлюбив Христа.
Хотя отец Порфирий парил высоко, видя, как низко мы пресмыкаемся,
он не стремился уничтожить нашу индивидуальность, сделать из нас
копии самого себя. Он уважал нашу свободу, даже когда мы делали
неправильный выбор. Старец молился о том, чтобы мы выбирали добро
и чтобы это был наш собственный свободный выбор. Он прозревал наше
будущее, мог поразить нас своими дарованиями, мог свободно влиять
на нас и легко направлять туда, куда хотел. Но он этого не делал,
предпочитая, чтобы мы сами, свободно и сознательно, избрали свой путь.
Он хотел, чтобы мы, поднимаясь все выше и выше, приблизились к нему,
дабы он смог разделить с нами богатые дары, ниспосылаемые ему
Божественной благодатью. Он видел, что и мы желаем находиться там,
в вышине, рядом с ним, но… не прилагаем для этого никаких усилий, хотим,
чтобы это произошло само по себе, как бы по мановению волшебной палочки.
Это его сильно огорчало, хотя он нам об этом открыто и не говорил.
Старец оставлял нас там, где мы были, чтобы мы осознали свое положение,
прониклись ревностью и устремились по тропе, ведущей в горняя.

преподобный Порфирий Кавсокаливит
Цветослов советов
https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kav … sovetov/16

+4

398

Св. Антоний Великий

«Не погреши в вере, чтоб не прогневался на тебя Создатель наш:
кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу
неспящим червям и жертву князю темниц адских»…

+2

399

"Старец часто приводил пословицу: "Побежишь от волка, нападешь на медведя”. Остается одно — потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждать других, и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояет о тебе полезное, якоже Им угодно".

Преподобный Амвросий Оптинский

+2

400

0

401

Дарина написал(а):

... неожиданно поразился мысли, которая мне раньше в голову не приходила ...


это либо в юмор, либо в курьёзы, либо ещё куда-то ....  но точно не в эту тему, по-моему.

http://sg.uploads.ru/PnxV8.jpg

Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания.
Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно,
но по внушению Святаго Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно?
Святый Дух, произнесший через Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его через святых Отцов.

И Слово Божие и толкование его – дар Святаго Духа.
Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь!
Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!

Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно,
тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом.
Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот без всякого сомнения,
отвергает и самое Священное Писание.

И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его зловоние в смерть,
мечом обоюдоострым, которым они закалывают сами себя в вечную погибель.
Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики,
впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство.

( святитель Игнатий Брянчанинов )

и как же толкуют это место святые отцы?

Ст. 8-9 Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне

Некоторые под весьма высокой горой разумеют страсть корыстолюбия, в которую враг старается вовлечь Иисуса;
но они неверно думают. Ибо дьявол явился Ему чувственно, Господь же не принимал помышлений; да не будет!
Итак, он чувственно показал Ему на горе все царства, представляя их Ему пред глазами в призраке,
и сказал: «все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне».
В силу своей гордости он считает мир своею собственностью.

( блж. Феофилакт Болгарский )

Дьявол с гордостью и высокомерием говорит так по своему хвастовству,
а не потому, что имеет власть во всем мире,
или [или: так что] может дать все царства,
так как мы знаем, что и весьма многие святые мужи поставлены от Бога царями.

( блж. Иероним Стридонский )

Мир всегда управляется Словом Божьим, им не управляют ни американцы, ни европейцы.
Они могут господствовать недолго, Бог им разрешает, чтобы они наказали сами себя.

( преп. Паисий Святогорец )

Бог уже давно мог бы расправиться с диаволом, ведь Он - Бог.
И сейчас, стоит Ему только захотеть, Он может скрутить диавола в бараний рог,
[на веки вечные] отправить его в адскую муку.
Но Бог не делает этого для нашего блага.
Разве Он позволил бы диаволу терзать и мучить Свое создание?
И, однако, до какого-то предела, до времени Он позволил ему это, чтобы диавол
помогал нам своей злобой, чтобы он искушал нас, и мы прибегали к Богу.

Бог попускает тангалашке искушать нас, только если это ведет к добру.
Если это к добру не ведет, то Он ему этого не попускает. Бог все попускает для нашего блага.
Мы должны в это верить. Бог позволяет диаволу делать зло, чтобы человек боролся.
Ведь не терши, не мявши - не будет и калача. Если бы диавол не искушал нас,
то мы могли бы возомнить о себе, будто мы - святые. И поэтому Бог попускает ему
уязвлять нас своей злобой. Ведь, нанося нам удары, диавол выбивает весь сор
из нашей пропыленной души, и она становится чище.

Или же Бог позволяет ему набрасываться и кусать нас, чтобы мы прибегали к Нему за помощью.
Бог зовет нас к Себе постоянно, но обычно мы удаляемся от Него и вновь прибегаем к Нему,
только когда подвергаемся опасности. Когда человек соединится с Богом, то лукавому некуда втиснуться.
Но, кроме этого, и Богу незачем позволять диаволу искушать такого человека,
ведь Он попускает это для того, чтобы искушаемый был вынужден прибегнуть к Нему.
Но так или иначе, лукавый делает нам добро - помогает нам освятиться.
Ради этого Бог его и терпит.


преподобный Паисий Святогорец
Слова. Том I.
С болью и любовью о современном человеке

Часть первая. О грехе и диаволе
Зачем Бог попускает диаволу нас искушать

+2

402

а я ,здесь,верю патриарху .  :unsure:

0

403

Бога называют святые Вседержителем, а дьявол в Евангелии назван князем мира сего

Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12, 31)
Тоесть ему попущено мир этот , так сказать бичевать, в воспитательных целях. Но ему не принадлежит ничего.

Матфея 4
3
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6
и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9
и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11
Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

0

404

Дарина написал(а):

а я ,здесь,верю патриарху .


А я верю святым отцам. Если бы он читал святых отцов, то не пытался бы сам толковать Евангелие,
а так он додумался до того, что обращается с мусульманами к одному богу и Томос Константинопольского Собора
1180 года (о боге Мухаммеда) для него не указ.

Это нам пример о том, что надо свои мысли приводить в соответствие с изложениями святых отцов, и тогда не будет головокружения.

0

405

vik.mi.67 написал(а):

дьявол в Евангелии назван князем мира сего


Князь мира сего волнует всякую душу не рожденную от Бога.
Князь лукавства... кружит на земле весь человеческий род непостоянными помыслами и мирскими пожеланиями...

( Святой Макарий Великий )

Как возможно, чтоб властвовал над миром тот, кто не имеет власти даже над свиньями?

Князем мира называется <диавол> не как властитель и господин мира.
Да идет от нас такая богохульная мысль!
И как возможно, чтоб властвовал над миром тот, кто не имеет власти даже над свиньями?

Но называется он  князем мира потому, что, раздражая пожелание богатства
и других вещей мира сего, он порабощает себе прилепляющихся к ним и берет над ними власть.

Князем же тьмы называется он потому, что ниспал от света Божественной славы,
по причине гордости своей, и сделался наследником вечной тьмы.


( Преподобный Симеон Новый Богослов )
Слова.   Слово 82.   https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj … v/slovo/82

http://bible.optina.ru/new:in:14:30

http://azbukaspaseniya.ru/biblioteka/kn … -sego.html

+3

406

Есть два значения слова мир: !. Мир, как земля,вселенная. Этим миром правит Бог. Он его создал: он им и правит. Как сказано в Псалтири: "Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней" (Пс. 23:1).
2. Мир, как общность людей, отпавших от Бога. Этим миром правит сатана. В этом смысле Святое Писание называет его князем мира сего.

0

407

каково было в ветхозаветные времена показано в книге Иова:



(Иов. 1:9-10)    Отвеща же диавол и рече пред Господем: еда туне (разве даром) Иов чтит Бога?
                   Не Ты ли оградил внешняя его, и внутренняя дому его, и яже вне сущих его окрест
(не Ты ли оградил у него то, что есть у него вне и внутри дома, и все, что вокруг)?
Дела же руку его благословил еси и скоты многи сотворил еси на земли.

Диавол, не отрицая добродетели и благочестия в Иове, старается заподозрить пред Богом
чистоту побуждений его к жизни добродетельной и благочестивой, - утверждает, что Иов чтить Бога
не по бескорыстной любви к Нему, не даром, а за дары Божии, из опасения лишиться благоволения
Божия и из желания заслужить от Бога новые милости. Как же бы Иов не стал чтить Тебя, когда Ты,
продолжает диавол - «оградил все, что у него есть?» Диавол хочет сказать, что Бог отвращает от Иова все,
что может повредить его благосостоянию: его имущество, находящееся в стенах его жилища и вне их,
подобно неприступной крепости, обнесенной высокою и твердою оградой и безопасной от нападения.
Его земледелие, его промысловые и торговые занятия (дела рук на земли), его скотоводство
процветают силою Божия благословения и покровительства.

(Иов. 1:11)      Но посли (протяни) руку Твою и коснися всех, яже имать: Аще не в лице Тя благословит.

Посли руку Твою, грозную, поражающую (Исх. 3:20), и коснися, опять разумеется прикосновение грозное, вредоносное (Быт. 26:11; Пс. 104:15).
«Коснись всего, что имеет», т.е. имущества детей рабов, стад. Аще не в лице Тя благословит.
Выражение Аще не, имеет здесь значение клятвенного удостоверения в истине слов и предполагает
подразумеваемую предшествующую мысль в роде следующей: пусть я обращусь в ничто, пусть исчезну.
Подобным образом клялись язычники: «сия да сотворят ми бози, сия да приложат» (3Цар. 20:10, 23).
Диавол клянется: «пусть я обращуся в ничто, если Иов не благословит Бога в лице - Благословит,
т.е. скажет Богу прощальный привет, - снимет с себя личину благочестия и отбросив всякий стыд
всякое благоговение, открыто, в лице, не стыдясь лица Божия, скажет Богу: «прощай»,
- откажется от служения Ему, признает это служение суетным и бесполезным.

(Иов. 1:12)    Тогда рече Господь диаволу: се, вся, елика суть ему, даю в руку твою, но самого да не коснешися. И изыде диавол от Господа.

Господь, или Ангел от лица Господа, предает Иова во власть (в руку) диавола, дозволяет ему отнять у Иова все,
что он имеет, скот мелкий и крупный, рабов и даже детей, но запрещает касаться его личности, наносить вред
его жизни и здоровью. Отсюда следует, что как ни велика сила диавола, он без попущения Божия не может сделать нам зло,
- власть его ограничена волею Божией.
Для чего же Господу угодно было попустить диаволу сделать так много зла Иову?
Для того, чтобы этому праведнику дать случай засвидетельствовать, что он, вопреки навету сатаны, чтит и любит Бога бескорыстно,
что лишившись земных благ, коими наделен был от Господа, он останется неизменно верен и предан Ему,
как верно и с всецелою преданностью служил Ему при благосостоянии.

https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Ne … -iova/#0_1

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_iove/

0

408

Преподобный Исидор Пелусиот:

«Начальство и власть Царская установлены Богом.
Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть,
то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему».

+3

409

Кто из нас приносит бо́льшую жертву?

Как-то один неверующий встретился с монахом-отшельником.
Неверующий говорит ему:
- Геронда, я изумляюсь великому труду и жертве, которые ты приносишь!
Ты жертвуешь всю свою жизнь Богу, о Котором неизвестно, есть Он или нет...

Подвижник улыбнулся и сказал ему:
- И я, дитя, изумляюсь твоим собственным труду и жертве, которые намного больше, чем мои!...
- Разве это возможно? Какую приношу я жертву, что больше, чем твоя?
- Я, дитя мое, жертвую временной жизнью, чтобы получить вечную.
  В то время как ты жертвуешь вечной жизнью, чтобы наслаждаться временной.
   Так кто из нас приносит бо́льшую жертву?...

Неверующий был озадачен. Он подумал: " А если, действительно,
есть один шанс на тысячу, что есть другая жизнь, что будет со мной?
Это стало причиной того, что он "пришёл в себя" и потихоньку
при рассудительном руководстве этого старца-подвижника,
изменил свой образ жизни и покаялся.

Старец Ефрем из скита Св. Андрея

ФБ Илиаса Кальораса

+4

410

ПОЛЕЗНО ЛИ НАЧИНАЮЩЕМУ ХРИСТИАНИНУ УЧИТЬ БЛИЖНИХ ДЕЛАМ ВЕРЫ


На почве той же недуховной ревности, тщеславного разгорячения, самомнения часто возрастает страсть к учительствованию. Стало обычным в наше время каждому наставлять и нравоучать ближнего, хотя очень часто учителями становятся те, кто сам еще не сделал даже нескольких шагов в христианскую жизнь, а только заглянул в нее через приоткрытую дверь. Как часто теперь бывает, что человек, проведший всю жизнь в неверии и грехах, после того, как покаялся и несколько переменил образ жизни, несколько раз сходил в церковь или пробыл несколько дней в монастыре, узнал некоторые законы и воззрения христианские, ознакомился с некоторыми правилами и порядками церковными, — как тут же начинает учить, обличать своих близких — друзей, родственников, упрекать их в неверии, в нецерковности, даже обвинять их в служении сатане и т.п. Часто наблюдаются такие случаи, что новообратившийся, только что оставивший греховную жизнь человек, начавший тут же учить, обличать, исправлять близких, усиленно обращать их к вере, спасать их души, — сам вскоре претыкается, падает и возвращается к прежней греховной жизни; а те, кого он обличал, видя его в таком жалком состоянии, приписывают самому христианству бесполезность и немощность, сами еще более отвращаются от Церкви, от Бога.

Большинство из нас — как только прочитает что-либо поучительное или подметит какую-либо интересную мысль, рассуждение из духовных книг — сразу же спешит преподнести это ближнему в науку, вразумить его, торопится дать совет применить то или иное правило из отцов, хотя сами мы еще не пользовались этими правилами и не собираемся пользоваться.

Как часто теперь уверовавшие не живут верой, а только уразумевают отдельные моменты христианской науки, перетолковывают их, сообщают ближнему, сами так и не воспользовавшись этим богатством. Как теперь распространено такое явление: вся религиозная жизнь у человека и начинается и заканчивается только в голове, не доходя до сердца; входят религиозные познания через слух, через разум, вращаются в уме, пересматриваются, переосмысливаются, часто переделываются на свой лад и тут же через язык выносятся наружу, выдаются окружающим как бы нечто взятое из действительного духовного опыта, из самой жизни. Но такое знание, не испытанное, не выстраданное деятельной жизнью, борьбой, — пустое. Человек, поучающий не из духовного опыта, а из книжного знания, по слову Исаака Сирианина (ел. 1), подобен художнику, который, обещая воду жаждущему, пишет ее красками на стене. Беда еще и в том, что преждевременно посвятивший себя учительствованию остается сам без плода, увлечение это становится сильным препятствием к тому, чтоб заниматься собой, видеть себя, свои немощи, искать собственного уврачевания.

Опять же: в основе такого неправильного учительствования лежат тщеславие, самомнение, самоцен, гордость ума. Так же могут действовать склонность к праздности, стремление уклониться от тяжкого труда внутренней борьбы с собой и подменить эту работу легким — вразумлять других. Весь мир всегда был болен и сейчас болен этой страстью. Все мало-мальски выдающиеся умом личности всегда стремились учить и обращать всех к своим измышлениям; все философы, религиозные мыслители, ересеначальники старались усиленно распространять свои ереси; каждая религиозная секта желает всех, кого можно, вовлечь в свои сети. Значит, может быть множество безблагодатных стимулов, позывов к тому, чтоб проповедовать и вовлекать других в свою веру. Поэтому-то мы и не должны доверять этим нашим внутренним "ревностным" порывам — обращать всех на путь истинный, как это совершали благодатию Божией свв. апостолы и свв. отцы — светильники Церкви. Очень может быть, что это злые страсти, таящиеся в нас, подъущают нас перенести заботы о спасении своей души на заботы о спасении других, и, таким образом, они получают возможность иметь вольное пребывание в нашем сердце, и, спасая других, мы можем погибать. Не мнози учители бывайте, братие моя, ведяще, яко большее осуждение приимем, — говорит апостол Иаков (Иак. 3,1).

Вот что говорят об этом свв. отцы.

Один старец сказал: "Не начни учить преждевременно, иначе во все время жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму" [1].

Авва Пимен Великий: "Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его" [2].

Авва Исаия сказал: "Опасно учить ближнего преждевременно, чтоб самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний учением. Впадающий в грех не может научать тому, как не впадать в него" [3].

Он же: "Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души. Руководствующиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние бесстрастия приводят свою душу в состояние бедственное. Знай и ведай, что, наставляя ближнего твоего сделать то или другое, ты действуешь как бы орудием, которым разрушаешь дом твой в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего" [4].

Исаак Сирианин: "Хорошо богословствовать ради Бога, но лучше сего для человека соделать себя чистым для Бога. Лучше тебе, будучи ведущим и опытным, быть косноязычным, нежели от остроты ума своего, подобно реке, источать учения. Полезнее для тебя позаботиться о том, чтобы мертвость души твоей от страстей воскресить движением помыслов твоих к Божественному, нежели воскрешать умерших.

Многие совершали чудеса, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие чудеса, руками их многие приведены были к богопознанию, и после всего этого сами, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном, когда явны стали деяния их, потому что были они еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих..." [5].

"Даже то, если ты, искупив сотни рабов христиан из рабства у нечестивых, дашь им свободу, не спасет тебя, если ты при этом сам пребываешь в рабстве у страстей" [6].

"Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума" [7].

"Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего — очистить себя от страстей..." [8].

"Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом..." [9].

"...но для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым, надо иметь духовную опытность, а более всего духовное помазание..." [10].

"Если же человек прежде очищения Истиною будет руководствоваться своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый, потому что в сердце его живет не простое добро, но добро, смешанное со злом более или менее" [11].

Авва Исаия говорил: "Откуда могу знать, угоден ли я Богу, чтоб сказать брату: поступи так или иначе. — Сам нахожусь еще под игом покаяния по причине грехов моих" [12].

"Добрые чувства молчаливы. Излияния чрез слова ищут более чувства эгоистические, чтоб высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может выказать нас, как нам мнится, с лучшей стороны" [13].

"Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздает слово Богу. — У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами..." [14].

"Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю. Еще не узнал, что есть истина, а хочу быть наставником других. Душа моя! Все даровал тебе Господь — смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщать свет другим, когда ты сама погружена еще во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою" [15].

Итак: как видно из слов свв. отцов, поучать, руководить, наставлять — дело полезное не для каждого, хотя и представляется таким славным и похвальным; углубляться же в познание своих немощей, искать их врачевания — дело первейшей важности для всех.

[1] Епископ Игнатий Брянчанинов. Отечник. Стр. 398

[2] Там же, стр. 336

[3] Там же, стр. 148.

[4] Там же, стр. 138

[5] Исаак Сирин. Слово 56

[6] "Невидимая брань", гл. 1.

[7] Житие Серафима Саровского

[8] Епископ Феофан. Письма о христианской жизни

[9] Епископ Игнатий Брянчанинов. Т. 5, гл. 13, стр. 77

[10] Там же. Т. 4, "Приложение" — письма, письмо 18

[11] Епископ Игнатий Брянчанинов. Письма к разным лицам. Письмо 51.

[12] Епископ Игнатий Брянчанинов. Отечник. Стр. 137

[13] "Невидимая брань".

[14] Иеросхимонах Амвросий Оптинский. Письма к мирянам.

[15] Ефрем Сирин 

https://pravbeseda.ru/library/index.php … &id=21

Отредактировано yozhik (2019-03-15 12:05:35)

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Живое слово мудрости духовной