Вверх страницы

Вниз страницы

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский ( Снычев )


митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский ( Снычев )

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

СМОТРИТЕ, НЕ УЖАСАЙТЕСЬ…

XX столетие для России – время огненных, страшных, кровавых испытаний,
время сатанинских соблазнов, повелевающих умами и развращающих души миллионов людей;
время ревностных подвижников, исповедников и мучеников – бесстрашных воинов Христовых,
сберегших на Руси Истину и Веру вопреки всем усилиям русофобов, богоборцев и христоненавистников.

Жестокая и кровопролитная борьба за русское сердце не прекратилась и поныне.
Более того – именно сейчас, сегодня, она близка к своей кульминации, к тому решающему моменту,
который определит: вернется ли наша истерзанная страна на духовные просторы Святой Руси или,
оглушенная и оболганная, пойдет ”широким и пространным путем, ведущим в погибель” (Мф. 7, 13),
путем вероотступничества и национального вырождения, “цивилизации и прогресса”, путем,
закономерно завершающимся всемирным космополитическим царством с антихристом во главе.

Полуживая Россия изо всех сил стремится избежать грозящей пагубы, поэтому ее современная
политическая и духовная жизнь характеризуется мучительным поиском путей восстановления святынь веры,
основ идеологии национального возрождения, способов воссоздания законной преемственности
государственной власти. Сегодня, увы, эти поиски проходят в катастрофических условиях государственного
распада и глубочайшего национального кризиса.

В таких условиях необходимость обращения к богатейшему опыту, доставшемуся русскому народу
в наследство от его великих предков, бесспорна и очевидна. Ответственный гражданин, размышляя
о проблемах державного строительства современной Руси, не может обойти вниманием естественные
особенности русского бытия, многократно являющие себя на тысячелетнем пространстве российской истории.
И первой же, наиболее яркой его особенностью нельзя не признать тот факт, что русская государственность
всегда строилась и действовала как ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ХРИСТИАНСКАЯ, черпая в православном вероучении
идеалы и смысл своего существования.

Катастрофичность русской истории общеизвестна. Не раз и не два казалось, что смуты и мятежи,
агрессии и войны уничтожат нашу державу. И все же милостию Божией Россия каждый раз возрождалась,
ибо духовные механизмы самозащиты христианской государственности – МЕХАНИЗМЫ СОБОРНОСТИ,
– несмотря ни на что, обеспечивали “регенерацию” растерзанной Руси, сохранение всенародного,
общенационального единства, мировоззренческой целостности общества и его нравственно-религиозного здоровья.

Сегодня даже верующие люди (я уж не говорю о политиках и администраторах) в большинстве своем
утеряли понимание соборности как совокупности конкретных, практических механизмов, способных обуздать смуту
и преодолеть кризис. Современное сознание отводит ей “почетное” место где-то между сохой и лучиной,
в лучшем случае считая соборность архаичной формой “стихийного коллективизма” или “примитивной демократии”.

Мне уж приходилось писать, что соборное начало проявляет себя в русской истории прежде всего
как религиозная и политическая методика по сохранению и возрождению духовной общности народа.
Смысл этой общности – в служении вечной правде, той Истине, которая возгласила о Себе словами Евангелия:
“Я есмь Путь и Истина и Жизнь” (Ин. 14, 6). Это – осмысленность жизни как служения и самопожертвования,
имеющих конкретную цель – посильно приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственные идеалы христианства.
Именно на таком идеологическом фундаменте тысячу лет росла и крепла российская держава.
Именно он из века в век одухотворял русскую государственность. Именно его мы должны восстановить,
если и впрямь стремимся одолеть бушующую ныне смуту.

“Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть” (Мф. 24, 6) – поучал некогда Христос Своих учеников,
предупреждая будущее человечество о тяготах и смутах, ожидающих его в “конце времен”. На протяжении
двух тысяч лет христианской эры процесс апостасии неуклонно развивался. Ныне, похоже, он уже близок к победе
– в безбожном (а то и прямо богоборческом) мире остались лишь малые островки искреннего и глубокого благочестия,
да и те все сильнее подвергаются яростным порывам темных стихий, бушующих в среде обезверившихся народов.

Неудивительно, что именно соборность становится одной из первых мишеней сатанинских сил, главным объектом
нападок богоборцев и христоненавистников. Попытки извратить соборное начало человеческого бытия не прекращались
на протяжении всей мировой истории. Однако особенно настойчивыми и опасными, изощренными и целенаправленными
они стали в нынешнем столетии – после того, как крушение православной российской государственности устранило
главную преграду на пути всемирной апостасии, отступления от истин веры.

В соответствии с двумя главными опорами, главными направлениями соборного единения – религиозным и светским,
церковным и земским, общегражданским – сформировались и разрушительные технологии богоборцев, стремящихся
уничтожить такое единство. Святые отцы не раз говорили, что “дьявол – это обезьяна Бога”. Не будучи в силах
создать ничего самостоятельного, сатана лишь “передразнивает” божественный порядок вещей, паразитируя
на благодатных энергиях, извращая их, пытаясь создать свой, “параллельный” мир, подчиненный законам тьмы и злобы.

В таком мире есть и свой “аналог” соборности – дьявольский суррогат, пролагающий путь грядущему антихристу,
готовящий объединение обезверившегося мира не под покровом Закона Божия, не в лоне спасительной Истины Христовой,
но – под игом “человека греха, сына погибели” (2 Сол. 12, 4), которого “Господь Иисус убьет духом уст Своих
и истребит явлением пришествия Своего” (2 Сол. 2, 8). В области религиозной это злое начинание прикрывается
лжеучением о необходимости объединения всех вероисповеданий (вне зависимости от истинности или ошибочности любого из них) - экуменизмом.

В области государственной – лжеучением о неизбежности грядущего объединения человечества в единое сверхгосударство
с общим мировым правительством во главе (мондиализмом).

Оба эти лжеучения расцвели в XX веке пышным цветом.
Оба они губительны для мира и для души человеческой.

На пути обоих сегодня едва ли не последним препятствием осталась Россия
– ослабленная, обескровленная, но все же не сдавшаяся, не покорившаяся.

Прикрываясь “благородной” целью “устранения межрелигиозной розни”
и “воссоединения верующих в единой братской семье”, теоретики экуменизма
забывают упомянуть о главном: о том, что в таком “воссоединении”
будет утеряна величайшая драгоценность – истина Закона Божия,
погребенная под грузом человеческого лжемудрствования.

Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая “братски соединить” Истину с ложью,
лукаво делая вид, что не понимает противоестественности такого соединения,
надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.

Если это пагубное ослепление возобладает в России, то будет не только безнадежно
повреждена чистота православной веры. Под вопросом окажется сама возможность
возрождения русской государственности, ибо державное строительство немыслимо
без ясно осознанного нравственно-религиозного идеала, без четкого разделения добра и зла,
без всенародного соборного единения вокруг святынь живой веры.

Тем же, кто – по незнанию или злонамеренно – хочет замутить эти святыни, затуманить Истину Христову,
святой первоверховный апостол Павел еще два тысячелетия назад сказал:
“Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, “какое общение праведности с беззаконием?
Что общего у света с тьмою?.. Какая совместность храма Божия с идолами?” (2 Кор. 6, 14-16).

Обо всем этом необходимо помнить, когда проповедники экуменизма твердят
о его “миротворческом” характере или пытаются представить его как вопрос
сугубо внутрирелигиозный, не имеющий к жизни общества прямого отношения.

Теперь внимательно слушайте, что неправо в самом экуменизме.

Первая и главная ложь экуменизма – тезис об “исторически произошедшем разделении церквей”.
Та Церковь, которую основал Христос и которая содержала полноту спасительной Истины,
– говорят экуменисты,- с течением времени разделилась на различные ветви.
Эти ветви: Православие и католицизм, протестантизм и его многочисленные разновидности – вполне равноправны.
Они являются результатом человеческой деятельности, следствием политических и национальных разногласий,
и потому все одинаково несовершенны. Сегодня наконец пришла пора устранить эти искусственные разногласия
и воссоединить различные религиозные конфессии, вернувшись к первоначальному, первохристианскому единству.

Лукавство подобных рассуждений заключается в том, что на деле никакого разделения церквей
никогда не происходило. История христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том,
что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение
западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Церковь же эта неповрежденно существует и поныне, приняв наименование Православной,
то есть правильно славящей Бога.

Любое непредвзятое историческое исследование покажет, что Православие вовсе не есть
“одно из” многочисленных исповеданий. Оно есть именно то первохристианское,
Апостольское исповедание, от которого впоследствии – идя на поводу у собственной гордыни
и лжеименного разума – отпали все остальные христианские “конфессии”.
И желание “уравнять в правах” Русскую Православную Церковь с какой-нибудь протестантской сектой
есть не что иное, как попытка втянуть Россию в тот гибельный процесс духовной деградации,
который превратил сегодня Запад в бездушное и обезверившееся “общество потребления”.

Вторая ложь экуменизма является логическим продолжением первой.
Это тезис о том, что “каждая из разделившихся церквей хранит свою часть Божественной Истины
и никто не может претендовать на обладание Ее полнотой”.

“Разве разделился Христос?” (1 Кор. 1, 13) – восклицал еще девятнадцать веков назад апостол Павел,
укоряя тех, кто пытался незаконно предъявить свои претензии на обладание церковной благодатью.
Сегодня число таких претендентов многократно умножилось. При этом все они почему-то
стыдливо забывают сказать о том, что их претензии – это претензии самозванцев, пытающихся
обосновать свои мнимые права с помощью лукавых передержек, преднамеренных умолчаний
и откровенных выдумок.

Здесь будет уместно еще раз указать на смертельную опасность подобных попыток не только
для русского религиозного самосознания, не только для Православия и православных,
но для российской государственности вообще, для всего нашего общества в целом.
Сегодня любому политологу очевидно, что оздоровление государственного бытия немыслимо
без консолидации общественного мировоззрения, без умиротворения массового сознания.
В свою очередь, такое умиротворение возможно лишь в рамках ясной и понятной
национально-государственной идеологии, которая должна содержать в себе фундаментальные
нравственные ценности и моральные ориентиры – идеалы народного бытия.
Эти идеалы неизбежно коренятся в религиозной сфере человеческого сознания,
ибо именно религия претендует на то, что хранит в себе абсолютную Истину,
именно религия отвечает на вопросы о добре и зле, о добродетелях и пороках,
о смысле жизни человека.

Народ, потерявший веру, теряет свою жизнеспособность.
И всяческие рассуждения о том, что все “конфессии” обладают равным правом на Истину,
объективно обесценивают всю тысячелетнюю историю русского народа, из века в век
пытавшегося реализовать в своей жизни именно православный нравственно-религиозный идеал.

С догматической точки зрения претензии экуменистов несостоятельны.
Первые десять веков весь христианский мир веровал именно так, как и доселе верует Православная Церковь.
При этом всяческие попытки исказить это вероучение пресекались Церковью со всей суровостью,
ибо грозили нарушить чистоту и целостность Божественного Откровения. Лишь начиная с XI столетия,
после того, как Запад отпал в ересь католицизма, началось дробление христианства
на новоизмышленные “конфессии”, которые теперь в рамках экуменизма требуют
признать свои лжеучения “равночестными” с истинами Святого Православия.

Третья ложь экуменизма – ложь о том, что его нравственным основанием является любовь,
повинуясь зову которой экуменисты стараются уничтожить в религиозной области все разногласия
и разделения, утвердить повсюду мир и единение.

Любовь – первая и главная добродетель христианина.

Апостол Павел возглашает: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими,
а любви не имею, то я – медь звенящая… Если имею дар пророчества, и знаю все тайны,
и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение свое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” (1 Кор. 13, 1-3).

Без нее невозможно само существование мира, без нее теряет смысл человеческая жизнь.
Но эта любовь есть прежде всего любовь к Богу, к тем Божественным Истинам и благодатным Откровениям,
которые позволяют человеку победить грех и стяжать себе вечную и блаженную жизнь в обителях райских.

“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь”, – поучал Христос Спаситель Своих учеников.
Такая любовь не терпит никаких посягательств на истины веры.
Такая любовь беспощадно, до последней капли крови, до последнего издыхания борется с ересями,
посягающими на чистоту Божественных заповедей. Такая любовь не допускает и мысли о возможности
уравнять истинную Церковь Христову с гибельными ересями, преисполненными пагубных человеческих
заблуждений. И эта любовь не имеет ничего общего с теми лукавыми отговорками, которые используют
экуменисты для прикрытия своих неблаговидных целей.

Настоящее христианство, исполненное живой веры, безконечно далеко от смутных “гуманистических” верований
околоцерковных интеллигентов, составляющих ныне главную опору экуменизма в России.
Не может быть мира между Истиной и ложью – именно это имел в виду Господь, обязуя Своих учеников
вести непрестанную брань с гибельными заблуждениями, сказав: “Не мир пришел Я принести, но меч…” (Мф. 10, 34).
Этот духовный меч святой Истины должен носить с собой каждый христианин и решительно пользоваться им в случае,
если он видит посягательство на родные святыни. В борьбе с неправдой имеем прямое повеление Господа:
“Теперь… продай одежду свою и купи меч…” (Лк. 22,36).

Итак, уклонение от защиты святынь веры не имеет извинения ни в телесной немощи, ни в материальной нужде!
Кто же уклоняется от такой брани под предлогом ложно понятой “любви”, понесет на себе великий грех вероотступника и предателя…

Четвертая ложь экуменизма – широко рекламируемое утверждение о его “аполитичности”.

Опасаясь того, что антигосударственная, антинациональная сущность экуменизма привлечет
внимание патриотически мыслящих политиков, его сторонники всемерно акцентируют “внеполитический”
характер своего движения. На деле же стремление представить экуменизм чисто “внутрирелигиозным”
явлением носит конъюнктурный характер и не выдерживает даже поверхностной проверки фактами.

Во-первых, сама по себе “мировая религия”, общая для всего человечества
– а именно она является конечной целью всех усилий экуменистов – есть ни что иное,
как идеологическое основание мондиализма, мировоззренческий фундамент “нового мирового порядка”.
Именно эта единая лжерелигия должна “духовно” обосновать необходимость разрушения суверенных
национальных государств и объединение всего человечества в единое супергосударство
с Мировым Правительством во главе.

Сегодня ни для кого не секрет, что после развала СССР Запад во главе с Соединёнными Штатами
откровенно претендует на планетарную диктатуру. В рамках ООН ныне уже вполне ясно
вырисовываются отдельные структуры грядущего Мирового Правительства, опирающегося
в своей деятельности на колоссальную военную мощь НАТО. Разгром Ирака, удушение Югославии,
варварские бомбардировки православных сербов – все эти карательные акции недвусмысленно
показывают, какая участь ждёт непокорных противников “нового мирового порядка”…

Неоспоримы также связи экуменизма с мировым масонством. Еще в 1946 году, на заре экуменического движения,
французский масонский журнал “Тампль” писал: “Нас спрашивают, почему мы вмешиваемся в споры религиозного
порядка; в какой части вопросы объединения церквей, экуменические конгрессы и т.д. могут представлять интерес
для масонства? Проблема, выдвинутая проектом объединения церквей, близко интересует масонство.
Она близка масонству, так как содержит в себе идею универсализма… Во всяком случае, при возникновении
первых экуменических конгрессов вмешательство наших братьев было определяющим…”

С христианской точки зрения попытки создания “универсальной” религии оцениваются однозначно
– как подготовка к воцарению антихриста. Неудивительно, что многие православные иерархи
весьма резко отзывались об экуменизме.

“Я осуждаю экуменизм и считаю его не просто ересью, а сверхъересью, – заявил в 1972 году
александрийский Патриарх Николай VI. – Это вместилище всех ересей и зловерий.

Нам хорошо известны антихристианские силы, закулисно управляющие экуменизмом…
Экуменизм направлен против Православия. Он представляет сегодня самую большую опасность
наряду с безверием нашей эпохи, обожествляющим материальные привязанности и удовольствия”.
Несколько лет назад заявил о прекращении всех экуменических контактов Блаженнейший Патриарх Диодор,
предстоятель Иерусалимской Православной Церкви.

А Русская Зарубежная Православная Церковь вполне официально внесла в богослужебный чин Последования
в Неделю Православия анафематствование экуменистам следующего содержания: “Нападающим на Церковь Христову
и учащим, что она разделилась на ветви… и тем, кто имеет общение с такими еретиками или способствует им,
или защищает ересь экуменизма, полагая её проявлением братской любви и единения разрозненных христиан – А н а ф е м а!”

В связи с этим особенно ярко выясняется несостоятельность нынешних “православных экуменистов”,
использующих для своего оправдания пятую ложь – тезис о том, что в рамках экуменического движения
они остаются лишь для того, чтобы свидетельствовать инославным об истинах Православия.
Таким свидетельством является вся жизнь Православной Церкви в ее благодатной, чудесной полноте.
Из века в век спасительная церковная благодать привлекала к себе десятки и сотни миллионов людей,
жаждавших спасти свою душу и обрести высший смысл жизни. Никаких дополнительных “свидетельств” истины
Откровения Божия не требуют. Для их усвоения от человека требуется лишь раскаяние в грехах и добрая воля и более ничего…

Надо сказать, что в России широкое соборное обсуждение экуменизма было проведено лишь единожды – в 1948 году
в Москве на Конференции Православных Поместных Церквей. Тогда на эту тему пространно высказались
многие видные богословы и иерархи. В итоговой резолюции отмечалось, что “целеустремления экуменического
движения не соответствуют идеалу христианства”, что “создание экуменической церкви как влиятельной
международной силы есть падение перед искушением земной власти, отвергнутым Христом, и уклонение
на нехристианский путь, что экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения церквей благодатными средствами…”
Резолюция постановляла: “Отказаться от экуменического движения”.

Под этим документом первой стоит подпись Патриарха Московского и Всея Руси,
затем – еще одиннадцать подписей православных первоиерархов.

До сей поры никто даже не пытался оспорить каноническое значение этого документа.
Правда, одновременно с хрущевскими гонениями на Церковь началось активное давление КГБ
на ее священноначалие с целью вовлечь Московскую Патриархию в международные экуменические организации.
Государство стремилось использовать нравственный авторитет Русской Церкви в своих внешнеполитических планах,
ничуть не считаясь с мнением верующих.

Сегодня вопрос об отношении к экуменизму вновь поднялся со всей остротой.
Та духовная агрессия, которая была развязана в последние годы против России
со стороны инославных конфессий, подтвердила наши худшие опасения:
острие ее главного удара по-прежнему направлено против Русского Православия.
Архиерейский Собор 1994 года констатировал “необходимость подвергнуть все вопросы,
беспокоящие духовенство и мирян нашей Церкви в связи с ее участием в экуменическом движении,
тщательному богословскому, пастырскому и историческому анализу и переосмыслению”.

Конечно, это лишь начало того пути, который нам предстоит пройти до конца,
если мы не напрасно носим христианское имя. Конечно, путь этот, учитывая реальности
нынешнего положения России, будет тернист и труден. Конечно, он потребует от нас
мужества и мудрости, смирения и осмотрительности, терпения и настойчивости.
Нам, вероятно, придется нелегко.
НО ИНОГО ПУТИ НЕТ!
ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ!

Иоанн (Снычев), Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
(Перепечатано, Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, выпуск 15.
По благословению Преосвященнейшего Никона, Епископа Уфимского и Стерлитамакского.)



Источник:
["Высокопреосвященнейший Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
СМОТРИТЕ, НЕ УЖАСАЙТЕСЬ... Выступление и архиерейские послания."
Православное издательство Вера. Санкт-Петербург, 2001]

http://dsnmp.ru/smotrite-ne-uzhasaytes- … nyichyova/
http://ruskline.ru/analitika/2014/11/01 … uzhasajtes

+1

2

Плач по Руси Великой.
Митрополит Иоанн (Снычев)

А вслед героям и вождям

Крадется хищник стаей жадной,

Чтоб мощь России неоглядной

Размыкать и продать врагам:

Сгноить ее пшеницы груды,

Ее бесчестить небеса,

Пожрать богатства, сжечь леса

И высосать моря и руды...

М. Волошин


СЕМЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ минуло с той поры, как написаны эти строки. Сколько горя и скорби,
величия и мужества вместили эти годы! Безжалостное время сплавило в единый жгучий состав
боль потерь и радость побед, безумие святотатственного разгула и пламенную ревность
исповедничества, тихое счастье усердной молитвы и дьявольскую злобу изуверного богоборчества.

И вот сегодня (горе нам!) - стихотворные строчки звучат как слова сбывшегося пророчества.
Россия моя, Россия, что с тобой стало теперь! Ужель и впрямь канули в лету герои и вожди твоего
славного прошлого, глашатаи твоей великой судьбы, служители святой правды Божией?
Ужели крадущаяся походка твоих новых хозяев да тихий шорох их проворных лапок, воровато
шмыгающих повсюду в поисках наживы, - последнее, что суждено тебе увидеть и услышать,
прежде чем они предадут поруганию и забвению самое имя твое, самую память о тебе, Россия?

Болезнует сердце и скорбит душа, Господи, - глядя, как калечат и мучают Святую Русь
- избранницу Твою, подножие Престола Твоего, земное небо, кладезь веры, верности и чистой любви...
Томится дух и плачет безутешно, облекая горький плач свой в слова древней молитвы:
«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да приидет царствие Твое в России!
Да будет воля Твоя в России...» Так дерзновенно взывал некогда ко Господу великий русский праведник
и чудотворец, отец Иоанн Кронштадтский. Так бы и нам всем вопиять ныне - памятуя древнюю славу Руси,
скорбя над ее нынешним убожеством и срамом...

Взяв пример от древних, желаю излить скорбь свою в словах обличения, словах вразумления и совета
страждущим соотечественникам моим - и не нахожу слов должной силы и глубины. В драгоценном
святоотеческом наследии Церкви ищу их, обретая властный слог духовного назидания в творениях
великих предков наших - исповедников, страстотерпцев и подвижников - ревностных защитников
русских святынь.

«Где же ты, некогда могучий и державный, русский православный народ? - взывает к нам из хаоса Смуты
1918 года святейший патриарх Тихон. - Неужели ты совсем изжил свою силу? Как исполин, ты - великодушный
и радостный - совершал свой великий, указанный тебе свыше путь, благовествуя всем мир, любовь и правду.
И вот, ныне ты лежишь, поверженный в прах, попираемый своими врагами, сгорая в пламени греха, страстей
и братоубийственной злобы. Неужели ты не возродишься духовно и не восстанешь снова в силе и славе своей?
Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя,
как бесплодную смоковницу?...

Плачьте же, дорогие братия и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах
вашего Отечества, пока оно не погибло до конца... Богатые и бедные, ученые и простецы, старцы и юноши,
девы, младенцы - соединитесь все вместе и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России...»

Тогда, семьдесят пять лет назад, народ внял призыву своего первосвятителя, и соборная молитва предотвратила
гибель Руси, сгоравшей в пламени братоубийственной бойни. Тогда покаяние народа на весах правосудия Божия
перевесило грехи гордыни и вероотступничества, тщеславия и властолюбия, приведшие к трагедии гражданской войны.
Тогда - у народа хватило здравого разума и душевных сил, чтобы выжить, сохранить страну, удержать национальную
самобытность... Хватит ли теперь?

«О, СВЕТЛО СВЕТЛАЯ и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты:
озерами многими славишься, реками и целебными источниками местночтимыми, крутыми холмами,
высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными
городами великими, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными. Всем ты преисполнена,
земля Русская, о православная вера христианская!» Так начинал свой плач автор "Слова о погибели Руския земли",
безвестный ревнитель российского величия, оплакивавший в середине XIII века разорение Руси страшным нашествием
разноплеменной орды Батыя.

Какая же дикая орда, какой свирепый враг прошел сегодня по просторам нашей Родины черным смерчем разрушения
и развала - так, что впору россиянам ныне возопить словами другого древнего автора: «Откуда начнем плакати, увы,
толикаго падения преславныя ясносияющия превеликия России? Которым началом воздвигнем пучину слез рыдания
нашего и стонания? О, коликих бед и горестей сподобилося видети око наше!» И действительно - как же не скорбеть,
не печалиться, глядя на этот позор, памятуя прежнее могущество, богатство и красоту Родины нашей, цветшей издревле
подобно дивному цветку на удивление миру, в назидание верным, к радости своих славных сынов?

Пора понять - именно сейчас решается вопрос: удастся ли разрушителям России и дальше обманывать русский народ,
завлекая его хитростью и ложью на путь безвозвратного самоуничтожения, к мрачной пропасти окончательной гибели,
или - ценой многих жертв и страданий мы все же прозреем, очнемся, одумаемся. Ведь только тогда сможем мы обрести
надежду спасения, волю к жизни и утерянную было духовную мощь.

В этой ситуации особую роль приобретает позиция Церкви. Ее авторитет постоянно растет, постепенно возвращается
понимание исключительной роли Православия в русской жизни. Находясь в глубочайшем кризисе, общество желает знать,
каковы исторически сложившиеся государственные воззрения Церкви, принимавшей живое и деятельное участие
во многовековом строении великого Русского Царства. Многие и многие жаждут услышать ее нелицеприятное суждение,
с тревогой и надеждой ожидая материнский церковный призыв.

Не дерзая от своего лица рассуждать о сем важнейшем предмете, скажу, тем не менее: слушайте - вот он, этот призыв,
возглашаемый устами Первосвятителя-исповедника, святейшего патриарха Московского и Всея России Тихона.

«Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство Русское,
не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения... По воле Пастыреначальника, Главы Церкви,
Господа нашего Иисуса Христа поставленный на великое и ответственное служение Первосвятителя Церкви Российской,
по долгу преемника древних собирателей и строителей земли Русской, я призываю совестию своею возвысить голос
в эти ужасные дни... Может ли примириться русский народ со своим унижением?..
Все мы - братья, и у всех одна мать - родная Русская земля.

Пред лицом страшного, совершающегося над страной нашей суда Божия, будем молить Господа, чтобы смягчил Он
сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей разума и совета, верных
велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенных...»

Сказано недвусмысленно и ясно, так, что каждый может понять - нет в мире силы, способной заставить замолчать
голос церковной проповеди, от полноты любящего сердца вещающий о нашей всенародной обязанности спасти
Святую Русь, сохранить и приумножить драгоценное наследие предков. Человек благонамеренный и благочестивый
найдет в этом голосе доброго утешителя и разумного советчика. Для тех же, кто сжег свою совесть на костре
тщеславных вожделений и сребролюбивых помыслов, он станет гласом Страшного суда, предрекая неложно
и грозно жалкий, бесславный конец нераскаявшимся страстолюбцам.

Все, кто по долгу своего служения ответственен пред Богом за духовное здравие народа, все, кто небезразличен
ко всеобщему страданию, кто болезнует душой при виде потоков лжи и клеветы, изливаемых на нашу страну
и ее людей, - услышьте призыв святейшего Тихона: «К тебе же - обольщенный, несчастный народ русский,
сердце мое горит жалостью до смерти. «Оскудеша очи мои в слезах, смутися сердце мое» (Плач. 2:11) при виде
твоих тяжких страданий, в предчувствии еще больших скорбей. Взываю ко всем вам - архипастыри, пастыри,
сыны мои и дщери о Христе: спешите с призывом к прекращению братоубийственных распрей, с призывом к миру,
тишине, к труду, любви и единению».

ЧТО ЖЕ ЗАСТАВЛЯЕТ нас безропотно, порою просто безвольно мириться с происходящим?
Какая сила подавляет волю к сопротивлению, застилает глаза, мешая видеть истину, грызет сердце тугой
и безысходной горечью? Дьявол - «человекоубийца искони», «ложь и отец лжи», по слову Священного Писания,
- какими путями, по каким тропкам находит он дорогу в наши души, смущая и слепя, обманывая и обольщая?

Мы утеряли духовную наполненность жизни. Мы поддались на приманку миражей материального благополучия,
забыв пророческие слова о том, что «дух животворит; плоть не пользует нимало...» (Ин. 6: 63). Мы позволили
низвести себя до уровня мыслящих животных - полускотов, полулюдей, отличающихся от первых способностью
самосознания, но не принадлежащих к последним из-за прискорбного паралича духовных потребностей души.

Бог создал человека по образу и подобию Своему. Создал для соучастия в Своей Божественной жизни
как созерцателя неисповедимых тайн устроения Вселенной, сотрудника Своего в деле устроения и управления
гармонией мира, связанного с Собой нерасторжимым единством любви, мудрости, благости.

Сколько бы мы ни пытались изжить остатки своего богоподобия, сколько бы ни калечили человеческую природу
по рецептам приверженцев «прогресса», «цивилизации», «общества потребления» и тому подобных нелепиц
- не успокоится душа человеческая, доколе не обретет вечный, священный, не подверженный умалению смысл
своего бытия. Веками народ русский сознавал цель своего национального, вероисповедного, государственного
самостояния в том, чтобы сохранить этот смысл, явленный в откровениях православного вероучения.
Сегодня естественную религиозную жажду русской души хотят направить в русло темных сатанинских культов,
разрушающих индивидуальную психику и соборное народное самосознание. Не преуспев в попытках уничтожить
Россию силой, нас цинично, расчетливо и подло толкают на путь духовного самоубийства. При этом не имеет значения,
в какие красочные «обертки» облекают смертельный яд богоборчества. Будь то беснование рок-музыки - для молодежи
и подростков, или обожествление «успеха в жизни» - для взрослого населения, смысл всегда один: не допустить
восстановления в народе истинной шкалы ценностей, где религиозно-нравственные понятия милосердия и мужества,
веры и верности безусловно довлеют над потребностями низшей природы человека.

«Наша беда и наша опасность: мы живем в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознания
и определения его не имеем. Отсюда бесчисленные ошибки и блуждания. Мы как будто смотрим - и не видим;
видим - и не верим глазам; боимся поверить, а поверив, все еще стараемся уговорить себя, что «может быть,
все это не так...» Эти слова принадлежат Ивану Ильину, одному из самых ярких русских мыслителей XX века,
волею судьбы оказавшемуся в эмиграции после революции 1917 года.

Да, действительно - мы боимся поверить, что все, происходящее с нами в последние восемьдесят лет
не есть случайность или прихоть капризной истории, но целенаправленная попытка разрушить Россию любой ценой.
Мы плохо знаем собственную историю, мы боимся знать ее. А зря!

Кто помнит сегодня, после многих десятилетий одуряющей пропаганды, что еще до начала первой мировой войны
налоги в России были самыми низкими в мире? Что в 1913 году урожай зерна у нас был на треть больше,
чем в Соединенных Штатах, Канаде и Аргентине, вместе взятых? (А теперь мы у них закупаем миллионы тонн...).
Что Россия поставляла 50% мирового импорта яиц; 80% мирового производства льна?
Что именно в императорской России - притом еще в XVIII веке - впервые в мире были приняты законы,
защищающие условия труда (был запрещен ночной труд женщин и детей, ограничена продолжительность
рабочего дня и т.п.)?   Смешно сказать - кодекс императрицы Екатерины, регулирующий условия труда,
был запрещен к обнародованию в «цивилизованных» Англии и Франции как «крамольный»!

Социальное законодательство России было самым совершенным в мире. Сегодня на каждом шагу нам тычут
в нос «развитой» Америкой, но за два года до первой мировой войны Президент Соединенных Штатов Тафт
заявил представителям России: «Ваш император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким
ни одно демократическое государство похвастаться не может!»   

К 1923 году, согласно программе народного образования, принятой задолго до революции,
Россия должна была стать страной всеобщей грамотности...

Известный экономист-аналитик Эдмонд Тей утверждал в начале столетия, что «к середине настоящего века
Россия станет выше всех в Европе как в отношении политическом, так и в области финансово-экономической».
Не это ли объясняет неистребимое стремление Запада подорвать русскую мощь, ослабить, а если можно,
то и поработить Россию?

Сейчас мы лишь начинаем прозревать - а ведь наши соотечественники, прожившие на Западе долгие годы,
давно предупреждали об этой опасности. Но усилиями русофобов русские люди оказались разъединены
стеной враждебности и непонимания, взаимных упреков, обвинений и обид, стеной идеологизированной
ненависти - и предупреждающий голос русской национальной эмиграции, искренне болевшей за страну
и честно желавшей предупредить свой народ о грозящих опасностях, не мог пробиться сквозь толщу
недоверия и враждебности. Что ж, лучше поздно, чем никогда: может быть, хоть сейчас мы прислушаемся
к этому голосу, полному муки за боль истерзанной, далекой Родины, полному горячего желания помочь
и неколебимой веры в то, что народ русский все же преодолеет все преграды и ловушки, стоящие на пути
его религиозного, нравственного, национального и политического прозрения.

«Мировая закулиса хоронит единую национальную Россию, - писал в 1949 году тот же Иван Ильин.
- «Добрые соседи» снова пустят в ход все виды интервенции: дипломатическую угрозу, захват сырья,
присвоение «концессий», расхищение военных запасов, одиночный, партийный и массовый подкуп,
организацию наемных сепаратистских банд, создание марионеточных правительств, разжигание
и углубление гражданских войн... А новая Лига Наций (читай: ООН - прим. авт.) попытается установить
«новый порядок» посредством заочных (Парижских, Берлинских или Женевских) резолюций, направленных
на подавление и расчленение Национальной России».

Достаточно сравнить эти строки с реальными событиями последних лет, и комментарии окажутся излишними.
Вопрос сейчас стоит так: успеем ли мы осознать всю опасность положения и принять необходимые меры прежде,
чем процесс распада станет необратимым? Хватит ли у нас мужества не останавливаться на полдороге
в понимании причин событий и глубины происходящих в мире перемен? В принятии необходимых мер
для предотвращения гибели народа и страны? Сумеем ли мы подняться над временными противоречиями
и мелкими страстишками до осознания своего всенародного единства, своего исторического, гражданского
и религиозного долга? Пока еще - есть возможность остановиться на краю пропасти. Горе нам, если мы
упустим ее из-за игры честолюбий или упрямства догматиков от политики, вялости мысли или паралича воли,
боязливости или безответственности...

«Когда после падения большевиков, - говорит Ильин, - мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос
лозунг «Народы бывшей России - расчленяйтесь!», то откроются две возможности:

Или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмет в свои крепкие руки
бразды правления, погасит этот гибельный лозунг и поведет Россию к единству, пресекая все
и всякие сепаратистские движения в стране.

Или же такая диктатура не сложится, и в стране начнется непредставимый хаос передвижений, отмщений,
погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия.

Тогда Россия будет охвачена анархией и выдаст себя головой своим национальным, военным,
политическим и вероисповедным врагам...»

Что тут добавишь! Как говорится - «чтущий да разумеет»...

НАВЕРНЯКА НАЙДУТСЯ желающие обвинить меня в излишней «политизированности».
Скажут, что Церковь, мол, «не от мира сего», так что нечего и лезть в мирские дела.
Скажут, пожалуй, о том, что не стоит будоражить народ разговорами о «заговоре против России»,
что сейчас главное - сохранить мир любой ценой, избежать возрождения «имперских амбиций»,
что надо смириться с «ходом истории», который будто бы привел к развалу страны
«по объективным причинам»...

Воистину, мир надо хранить всеми силами. «В мире место Божие», - свидетельствует нам Священное Писание.
Вот только - всякий ли мир от Бога, любой ли хорош для православного человека?
«Тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет народ? - вопрошал святейший патриарх Тихон,
когда России в очередной раз пытались навязать «позорный» мир.

- Мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом,
... десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна,
... мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России
и стольный град Киев, «мать городов русских», колыбель нашего крещения, хранилище святынь,
перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу,
- такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон
и горе, а Отечеству неисчислимые потери».

Семьдесят пять лет назад это предвидение русского первосвятителя исполнилось с пугающей точностью.
Сбудется ли опять? Или мы все же не повторим дважды одной и той же страшной ошибки, распознаем обманщиков
и недругов России, отзовемся на глас отеческого вразумления патриарха-исповедника: «Противостаньте им силою
веры вашей, - молил он народ русский, - вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев
и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни
по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной».

Услышим ли мы эти призывы? Сумеем ли отстоять Святую Русь? Верую, что Господь не оставит нас без помощи
и вразумления, вдохновит и направит на должный путь. Ибо, если мы не остановим это безумие сейчас, то скоро
- ох, как скоро, - придется платить за него страшную, кровавую цену...

В этой статье я намеренно много цитировал. Сделал это сознательно, ибо слишком важные, судьбоносные темы
затронуты в ней, чтобы считать достаточным для их обсуждения свой личный разум и персональный авторитет.
Нет, этого мало - пусть видят люди, что в вопросах важности первостепенной, вопросах выживания страны
глас церковный (патриарх Тихон) и глас народного самосознания (Иван Ильин) сливаются воедино,
«едиными усты и единым сердцем» печалуясь и скорбя о великой Родине нашей - Святой Руси.

Я начал статью эпиграфом из поэзии светской. Хочу закончить ее словом церковным, словом святителя Тихона
- пусть станет это символом возрождающегося единения народа, чье тело так долго и изощренно пытаются рассечь,
разделить, разъять...

«Возлюбленные о Господе братие и чада! - говорит русский патриарх. - Долг архипастырской любви,
объемлющий болезни и скорби всего православного народа русского, повелевает Нам обратить к вам
Наше отеческое слово. Вместе с вами Мы страждем сердцем при виде не прекращающихся бедствий
в нашем Отечестве; вместе с вами молим Господа о том, чтобы Он укротил Свой гнев, доныне поядающий землю нашу.

Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь... Изнемогает наша Родина в тяжких муках,
и нет врача, исцеляющего ее. Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние,
других - в отчаяние? Вопросите вашу православную совесть и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос.

Грех, тяготеющий над нами, - скажет она вам, - вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник
всех наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей...
Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которым и прельстил
наш народ, забыв о «едином на потребу»... Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов.
Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем на земле, благословенной обильными
дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших.
Грех - тяжкий нераскаянный грех - вызвал сатану из бездны...

Господи Человеколюбче! Приими очистительную жертву кающихся пред Тобой людей Твоих,
отыми от нас дух малодушия и уныния и Духом владычним, Духом силы и крепости утверди нас.
Возсияй в сердцах наших свет Твоего разума и посети виноград Свой, егоже насади десница Твоя.
Аминь».

Восстанем, братия, на подвиг духовный, и Родина наша воссияет светом истины и праведности - как встарь!

Опубликовано в газете «Советская Россия» 27.03.1993 г.

+1

3

Смирение не есть безволие.
Митр. Иоанн (Снычев)

Ответы митрополита Иоанна на вопросы газеты «Вера» (Сыктывкар).

Владыко, сегодня зачастую в церковных общинах каждый имеет свое мнение о происходящем в стране.
В какой мере разномыслие допустимо в приходской жизни, и где граница, за которой оно становится уже нетерпимым?

НЫНЕШНЯЯ СМУТА неизбежно отражается и на Церкви как на сообществе верующих.
Тут важно помнить, что чистота веры, ее догматическая и нравственная, святоотеческая полнота
и неповрежденность – это те святыни, на пороге которых должно замирать всяческое разномыслие,
если мы не хотим оказаться отторгнутыми от спасительной благодати Божией.

Если человек будет проводить благочестивую, трезвенную, молитвенную жизнь, Господь непременно
дарует ему и потребное разумение во всех житейских делах – включая сюда и политические проблемы.
Корень дела – личное благочестие. Будем подвизаться по мере сил, и никому не удастся нарушить
наше благодатное соборное единство.

Что касается существующих сегодня в среде верующих разногласий по вопросам мирским, светским
– их необходимо терпеть как искушение, как вражеский соблазн, покрывая братской любовью
и смиренным вразумлением.

«Несть бо власть, аще не от Бога» (Рим.13:1), – сказал апостол Павел во времена языческих правителей.
Ныне мы также живем в языческом государстве. Мы еще не забыли, что наша страна некогда была христианской.
Правомерно ли сейчас говорить о том, что эта власть от Бога? Как следует православному христианину относиться
к нынешней светской власти? Что в ней безоговорочно принимать, с чем мириться, что отвергать?

Безоговорочно принимать верующий человек может лишь то, что соответствует церковному вероучению,
что не противоречит его христианской совести. Глас Божий звучит в душе у любого из нас, надо лишь прислушаться
и следовать его поучениям. К сожалению, такая христианская область «безоговорочно приемлемого» в нашей
современной жизни чрезвычайно мала. «Мир лежит во зле» (1Ин.5:19), – это изречение Священного Писания
сегодня верно как никогда. Так что каждому, желающему спастись, следует быть чрезвычайно осторожным
и бдительным, дабы не принять в сердце свое «волка вместо пастыря».

Мириться, а говоря точнее – смиряться, надо во всех случаях, когда обстоятельства не требуют от нас прямого попрания заповеди.
Можешь исправить зло – исправь.
Но если чувствуешь, что это тебе не по силам – смирись, плача перед Богом, и Господь зачтет тебе
твое благое намерение за самое дело.

В то же время надо твердо помнить, что истинное христианское смирение не имеет ничего общего с безволием, соглашательством,
попустительством злу. Смирение христианина заканчивается там, где возникает опасность попрания святынь веры, осквернения
заповедей Божиих, угроза благодатному устроению жизни.
На протяжении десяти веков в подобных случаях святая ревность по Бозе
подвигала наших предков на доблестные подвиги – как ратные, так и гражданские. Но все непременно надобно делать с разумом,
опасаясь порывов страсти, которая и благое дело может обратить во зло.

Что касается власти – то она всегда от Бога, ибо Он – единственный источник власти во вселенной.
Разница в том, что одна власть – по воле Божией, а другая – по попущению, для наказания и вразумления осуетившихся людей.
Какая власть нынче, судите сами…

О властях апостол Павел пишет: «Темже потреба повиноваться не токмо за гнев, но и за совесть» (Рим.13:5).
Святой Иоанн Златоуст разъясняет это место так: «Ты должен повиноваться… потому, что начальник, как охранитель мира
и гражданского благоустройства, есть величайший твой благодетель… Как только упразднишь начальство, все рассыплется;
не устоят ни города, ни селения, ни домы… все ниспровергнется от того, что сильнейшие поглотят слабейших»…

Но что мы видим сегодня: как раз при нынешних властителях все и рассыпается. Очевидно, что наша страна,
которую мы всегда чаяли видеть телом Святой Руси, уходит из-под ног – в который раз! Власть предержащие
не выполняют возложенных на них обязанностей по сохранению страны, мира, ее лица, нашей безопасности.
Как можем и должны мы, православные граждане, соотносить сегодняшнюю реальность со словами апостола?
Очевидно, что «за совесть» можно повиноваться только тому, чьи действия и поступки не противоречат этой самой совести.
С христианской точки зрения власть – дело священное, ибо она есть религиозное служение, одно из многочисленных
духовных деланий, церковных послушаний, дарованных Богом человеку для спасения души. При таком положении вещей
повиновение власти есть повиновение Богу. К сожалению, в действительности так бывает редко.

Нынешняя власть уж во всяком случае под такое определение не подходит. Значит, здесь следует подходить
не с точки зрения веры, а с позиции простого здравого смысла. Какие-то упорядочивающие, конструктивные функции есть
и у нынешней власти. Их необходимо поддержать. Что же касается разрушения, развала, раскола страны – всякий честный
человек должен воспротивиться этому безумию. Мы прежде всего сами виноваты в том, что своим равнодушием и безучастием
позволяем разнокалиберным политическим авантюристам уродовать нашу жизнь.

Объектом государственности в нашей северной республике является финно-угорский народ коми.
Видимо, этот факт способствует тому, что миссионерские устремления некоторых финно-угорских стран
направлены сегодня на уничтожение дела епископа Стефана Пермского, на разделение коми народа
с его историческим Православием, переориентацию его на протестантские конфессии. Народ Коми республики
пытаются заново крестить – должно быть, для этого в столице республики построен самый крупный храм баптистов
в Европейской части страны. Православная катехизация крайне затруднена, нет ни одного священника,
который мог бы проповедывать и принимать исповеди на коми языке. А между тем протестанты широко используют
местные национальные особенности. Создается впечатление, что Западу нужны не только нефть с газом,
которыми богата республика, но и души людей.

Среди верующих все чаще слышатся разговоры о том, что в Коми пора восстановить епархию с епископом во главе,
без этого православного возрождения не будет. Просим у Вас, как у постоянного члена Священного Синода, совета и наставления.
Вся Россия целиком, а не только ваша республика, подвергается сегодня жесточайшей духовной агрессии со стороны
антиправославных ересей и сект. И противостоять ей надо в первую очередь силой веры и ревности о Святом Православии.
Корень дела не в тех или иных организационных мероприятиях, а в личном благочестии, в личном жизненном подвиге,
которые только и могут остановить этот сатанинский натиск.

Конечно, важно иметь возможность проповедывать на родном языке, важно, чтобы административное устроение Церкви
было бы наилучшим образом приспособлено к нуждам народа церковного, но в конечном итоге это дело второстепенное.
Часто, к сожалению, получается так: думая о великом и всеобщем, мы упускаем то малое и частное, что каждый из нас
способен сделать сегодня, сейчас, даже без особого напряжения сил.

Если же говорить конкретно, то учреждение новой епархии не такой простой вопрос, чтобы о нем можно было рассуждать
без предварительного всестороннего рассмотрения дела. Я верую, что мы можем возродить Святую Русь, вернуть нашей жизни
былое благолепие и благонравие. Но только если каждый из нас поймет, что этот вопрос есть одновременно вопрос
и е г о    л и ч н о г о    с п а с е н и я. Бог не без милости: покаемся – простит, вымолим – дарует.
Да будет на все Его святая воля!

Аминь.

Митрополит Иоанн
«Одоление смуты»
https://www.odigitria.by/2015/07/14/smi … n-snychev/

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский ( Снычев )