Вверх страницы

Вниз страницы

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » святитель Николай Сербский


святитель Николай Сербский

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

святитель Николай Сербский
Миссионерские письма

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serb … ma/3#3_228

Письмо 228 Марко Н.,

о воспитании малых и старых

Пишете, что очень любите детей за их удивительное чувство благодарности, которое у взрослых изрядно притупилось.
Приводите примеры. Приведу и я один пример. Митрополит петербургский Исидор часто рассказывал о том, как,
будучи ребенком, нередко ходил босой. Некий человек сжалился над ним и купил ему за пять копеек лапти.
Это малое благодеяние настолько запечатлелось в душе будущего митрополита, что он спустя пятьдесят лет,
уже став священником, а затем и иерархом, постоянно молился о своем благодетеле, которого звали Петр.

Пишете, что сострадаете детям в эти тяжелые времена, когда детскую душу всюду подстерегают соблазны.
Система ценностей пошатнулась, кругом противоречия — все это, словно ледяной ветер, пронизывает детскую душу в школе,
дома, на улице. Вы размышляете о создании новой педагогической системы, которая защитила бы детей
от всех современных соблазнов и искушений. Однако Господь сказал: если не обратитесь и не будете как дети,
не сможете войти в Царство Небесное   ( Мф. 18, 3 ).
То есть Господь подчеркивает необходимость воспитания не детей, а взрослых и показывает способ их воспитания,
совсем простой способ — брать пример с детей. Но Он сказал и о том, как следует воспитывать детей,
тоже очень просто: пустите детей приходить ко Мне  ( Мф. 19, 14 ).
Пусть только придут к Нему, а их воспитание — Его дело. Единственная задача родителей — пустить детей к Нему.

Итак, пустите малых приходить ко Христу, и старых к Нему пустите.
Дети в присутствии Христа, своего лучшего Друга, не только научатся, но и окрепнут.
Ибо Христос не только наставляет, но и дает благодатную духовную силу исполнять то, чему Он учит.
Христос — вечная молодость, и Он зовет детей и дает им силу не одряхлеть духом и навсегда сохранить радость,
бодрость и крепость духа. Слово Божие не дает духовно состариться.

В противоположность Ему и Его мудрости существует школьное, схоластическое воспитание, все усилия которого
направлены на то, чтобы как можно скорее сделать из детей стариков.  В пример приводятся старики,
старческий образ мыслей прививается как единственно правильный, и детские сердца сморщиваются
от старческого скепсиса и пессимизма.   Вместо того чтобы уподобиться детям, старики делают детей подобными себе.
Сами не войдут они в Царство Небесное и детям войти не дадут. Поэтому и слышим мы повсюду жалобы,
что молодежь переживает депрессию и отчаяние.

Да благословит и ободрит Господь детей наших.

0

2

"Благословляйте проклинающих вас..."
Святитель Николай Сербский


Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.

Враги меня толкают в Твои объятия больше, чем приятели.
Приятели привязывали меня к земле, а враги лишали меня земли
и разрушали все мои надежды, связанные с землей.

Враги меня сделали странником в царстве земном и лишним среди земных жителей.
Как  зверь находит лучшее убежище, будучи гоним, чем пребывая в покое, так и я,
гонимый врагами, нашёл надёжное убежище под Твоим покровом, где ни враги,
ни приятели не смогут погубить души моей. Господи, благослови врагов моих,
и я их благословляю и не проклинаю.

Они исповедали грехи мои перед всем миром.
Они меня били, когда я сам себя малодушно щадил.
Они мучали меня, когда я избегал мучений.
Они ругали меня, когда я сам себя начинал хвалить.
Они плевали мне в лицо, когда я начинал высоко думать о себе.

Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.
Когда я пытался казаться мудрым, они называли меня безумцем.
Когда пытался казаться сильным, они высмеивали меня.
Когда хотел возглавить народ, они оттеснили меня назад.
Когда я спешил обогатиться, они наносили мне удар железной рукой.
Когда собирался мирно поспать, они будили меня.

Когда строил дом на долгие безпечные годы, они разрушали его и прогоняли меня.
Действительно, враги отрешили меня от земного мира и протянули руки мои,
чтобы ухватиться за край Твоей ризы.

Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.
Благослови и умножи их, и еще более ожесточи против меня,
чтобы бегство мое к Тебе было безвозвратным;
чтобы надежда моя на людей расторглась подобно паутине;
чтобы  смирение полностью воцарилось в душе моей;
чтобы сердце мое стало гробом для двух зол-близнецов: гордости и гнева;
чтобы все мои сокровища собирались только на Небе;
чтобы разом освободиться от самообмана, который спутал меня сетями лукавой жизни.

Враги научили меня – что мало кому известно -  человек не имеет врагов в этом мире, кроме самого себя.
Только тот ненавидит врагов, кто не понял еще, что все враги являются его суровыми  приятелями.
Тяжело мне оценить, кто больше сделал мне добра в этом мире: враги или приятели.
Господи, благослови, поэтому и врагов и приятелей моих.

Раб проклинает врагов по неведению своему, а сын их благословляет, потому что пребывает в ведении.
Знает сын, что враги не могут прикоснуться к его жизни. Поэтому свободно шагай среди врагов и молись о них Богу.
Господи, благослови врагов моих, и я их благословляю, и не проклинаю.

святитель Николай Сербский
Молитвы на озере
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serb … a-ozere/75

0

3

Вход Господень в Иерусалим.
Святитель Николай Сербский (Велимирович).

Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа,
символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося
пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя. Предводители толп народа, ненавидящие
Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземленные мысли...

Одна из самых чудесных подробностей жизни Спасителя была увидена пророком Захарией
сквозь темную пелену времен и описана так: ...ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй,
дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий
на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9).

А евангелист Лука, очевидец, так описывает это событие: Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников
Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного,
на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас:
«зачем отвязываете?» Скажите ему так: «он надобен Господу».

Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его
сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу. И привели его к Иисусу,
и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды
свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало
в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь,
грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!

И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им
в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то,
смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!
но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя,
и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то,
что ты не узнал времени посещения твоего.

И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им, написано: «дом Мой есть дом молитвы»,
а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины
народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его (Лк. 19: 28-48).

Это описание исторического события, произошедшего двадцать столетий назад, как его приводит очевидец.
Однако это событие имеет, кроме исторического, еще и духовный смысл, а посему и нравственное значение
для каждого современного христианина. В соответствии с духовным смыслом, Иерусалим означает душу человеческую,
а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу.

Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой
благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя.
Предводители толп народа, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания
и приземленные мысли, которые берут верх над благородной природой человеческой и угнетают ее. Теперь эта
низменная природа людская восстает против вхождения в душу Бога, ибо воцарение Бога в душе непременно уничтожит ее.

Храм Иерусалимский символизирует собой святое святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой
и у самого большого грешника имеет крохотный приют. Однако земные страсти и туда проникли, и низменная природа
людская и его употребила для своих дурных целей.

Христос исцеляет лишь тех болящих, что припадают к Нему с верой, а это означает, что некоторые порывы души,
хотя и болящей, жаждут единения с Богом и стремятся к Нему – единственному в мире Врачу. Пророчество Христа
о гибели Иерусалима символизирует гибель всякой души, которая Бога отвергает, унижает и извергает из себя.

Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима – своей души
– и принял Бога в себя. Безбожник чувствует себя до отчаяния одиноким. Общество не прогоняет его одиночество,
но усугубляет его. А тот, кто вместил Бога в душе своей, тот и в пустыне не чувствует одиночества.
Никто не умирает вечной смертью кроме того, в ком умер Бог.

Святитель Николай (Велимирович)

+3


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » святитель Николай Сербский