мнение иеромонаха Серафима ( Роуз ):

Николай Бердяев (1874–1949) ни в какое нормальное время не считался бы православным христианином.
Его можно было бы охарактеризовать как гностика-гуманиста, философа, черпавшего свое вдохновение скорее от западных сектантов и "мистиков", чем из православных источников.
То, что его до сих пор называют в некоторых православных кругах "православным философом" и даже "богословом" — всего лишь печальное следствие религиозного невежества нашего времени.
Мы приведем несколько цитат из его сочинений.

Глядя свысока на отцов Православия, на "монашеский аскетический дух исторического Православия", по сути дела, на все "консервативное христианство, которое... устремляет все духовные усилия
человека к покаянию и спасению", Бердяев искал вместо этого "внутреннюю Церковь", "Церковь Святого Духа", тот "духовный взгляд на жизнь, который в XVIII веке нашел себе приют в масонских ложах".

Он считал, что "Церковь находится все еще в потенциальном состоянии", что "она несовершенна", и он ждал пришествия "экуменической веры", "полноты веры", которая объединит
не только различные течения в христианстве (ибо "христианство должно быть способно существовать в разнообразных формах во Вселенской Церкви"), но также и "частичные истины всех ересей"
и всю "гуманистическую творческую деятельность современного человека... как религиозный опыт, освященный в Духе". Приближается эра "нового христианства", "нового мистицизма",
который будет глубже, чем все религии, и призван объединить их"; так как "существует великое духовное братство... к которому принадлежат не только Церкви Востока и Запада, но также и все те,
чьи стремления направлены к Богу и Божественному, по существу, все те, кто уповает на какой-либо вид духовного восхождения" — иначе говоря, люди, принадлежащие к любой религии, секте,
религиозной идеологии.   Он предсказывает пришествие "нового и последнего откровения", "новой эры Святого Духа", возрождая пророчества Иоакима Флорийского, латинского монаха XII века,
который видел, как два века — Отца (Ветхий Завет) и Сына (Новый Завет) — уступают дорогу последнему веку, "третьему веку Святого Духа".
Бердяев пишет: «Мир движется к новой духовности и к новому мистицизму; в нем больше не будет места аскетическому мировоззрению".
"Успех движения к единению христианства предполагает новую эру в самом христианстве, новую и глубокую духовность, то есть новое излияние Святого Духа".

Совершенно ясно, что нет ничего общего между этими суперэкуменическими фантазиями и православным христианством, которое Бердяев в действительности презирал.
Тем не менее всякий, кто чувствует религиозный климат нашего времени, увидит, что эти фантазии на самом деле совпадают с одним из основных течений современной религиозной мысли.
Бердяев и вправду может показаться "пророком" — вернее говоря, он почувствовал то течение религиозной мысли и эмоций, которое в его дни было не столь уж явно, но в наши дни
стало почти доминирующим.  Повсюду только и слышишь, что о новом "движении Духа". И вот уже православный священнослужитель, д-р Евсевий Стефану, приглашает православных
христиан примкнуть к этому движению, когда он пишет о "могучем излиянии Святого Духа в наши дни" ("Логос", январь 1972 г.). В другом месте того же издания (март 1972 г., стр. 8)
член редакции, Ашанин, воскрешает не только имя, но и самую программу Бердяева: "Мы рекомендуем сочинения Николая Бердяева, великого духовного пророка нашего века.
Это духовный гений... великий богослов духовного творчества... Ныне кокон Православия разорван... Божественный Логос ведет Его народ к новому пониманию своей истории
и своей миссии перед Ним. "Логос" — провозвестник этой новой эры, нового состояния Православия".


из книги
ПРАВОСЛАВИЕ И РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО
https://www.pravoslavie.ru/put/biblio/r … rose04.htm

ещё о заблуждениях и ересях в творениях Бердяева
можно почитать вот тут: http://www.bogoslov.ru/text/408390.html
и вот тут:  https://antimodern.wordpress.com/2015/01/31/fanatic/

мнение о.Серафима вполне разделяю и считаю, что простым православным не следует читать еретических книг,
ни древних, ни современных к числу которых можно отнести творения Николая Бердяева.