Вверх страницы

Вниз страницы

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Пророчества » Ветхозаветные пророчества о Спасителе Христе. Пророчества о будущем


Ветхозаветные пророчества о Спасителе Христе. Пророчества о будущем

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Ветхозаветные книги, как мы увидим, насыщены пророчествами о Мессии и о Его благодатном Царстве. Целью ветхозаветных пророчеств было подготовить евреев, а через них и все человечество, к пришествию Спасителя мира, чтобы во время Его пришествия, Его могли бы узнать и в Него поверить. Однако, задача пророков была трудная по нескольким причинам. Во-первых, Мессия, должен был быть не только великим человеком, но одновременно и Богом, или – Богочеловеком. Поэтому пророкам предстояла задача раскрыть Божественную природу Мессии, но в такой форме, чтобы не дать повода к многобожию, к которому так склонны были древние люди, в том числе и евреи.

Во-вторых, пророки должны были показать, что дело Мессии будет состоять не только во внешнем улучшении жизненных условий: в упразднении болезней, смерти, бедности, социального неравенства, преступлений и так далее. Но цель его пришествия в мир – в первую очередь помочь людям избавиться от внутренних зол – греха и страстей – и показать путь к Богу. Действительно, физическое зло является только следствием нравственного зла – греховной испорченности. Ведь и рану не залечишь, прикладывая к ней здоровую кожу, пока не вычистишь гноя. Поэтому Мессии предстояло начать дело спасения людей с уничтожения зла в самом его корне – в душе человека. Без этого никакие внешние, искусственные и принудительные изменения жизненных условий не могли бы принести человечеству счастья.

Но духовное возрождение невозможно без добровольного и активного участия самого человека. Отсюда вытекает и вся трудность дела Мессии: надо спасти человека с добровольным участием самого человека! Но раз человеку предоставляется свобода выбора между добром и злом, то получается, что и всеобщее счастье неосуществимо, пока совместно пребывают праведники и грешники. В конце концов должен произойти отбор между теми и другими. Только после Божьего вмешательства в судьбы человечества, всеобщего суда и отбора может начаться для духовно возрожденных новая жизнь, в которой будут господствовать радость, мир, бессмертие и другие блага. Ветхозаветные пророчества охватывают все стороны этого длинного и сложного духовно-физического процесса, связанного с пришествием Мессии.

Конечно, далеко не каждый человек ветхозаветного времени мог возвыситься до ясного понимания цели пришествия Мессии. Поэтому Бог через пророков раскрывал людям личность Мессии и устройство Его Царства постепенно, по мере того, как люди, пользуясь духовным опытом предыдущих поколений, достигали более высокого духовного уровня. Период мессианских пророчеств охватывает многие тысячелетия – начиная от прародителей Адама и Евы и простираясь до времен близких к пришествию Господа Иисуса Христа в начале нашей эры.

В ветхозаветных книгах можно насчитать несколько сотен пророчеств о Мессии и о Его благодатном Царстве. Рассеяны они почти по всем книгам Ветхого Завета, написанным от Пятикнижия пророка Моисея и кончая позднейшими пророками Захарией и Малахией. Больше всех писали о Мессии пророк Моисей, царь Давид, пророки Исаия, Даниил и Захария. Мы здесь остановимся только на самых важных пророчествах и попутно подчеркнем те главные мысли, которые в них затронуты. Приводя эти пророчества, главным образом, в хронологическом порядке, мы увидим, как они постепенно раскрывали евреям все новые и новые данные о грядущем Мессии: о Его богочеловеческой природе, о Его характере и образе действия, о многих подробностях Его жизни. Иногда мессианские пророчества содержат символы и иносказания. О них мы побеседуем при рассмотрении пророчеств.

Часто пророки в своих пророческих видениях сопоставляют в одной картине события, отстоящие друг от друг на протяжении многих веков и даже тысячелетий. Читающий писания пророков должен привыкнуть смотреть на события в такой многовековой перспективе, в которой одновременно показано начало, середина и конец длинного и сложного духовного процесса.

Слово “мессия” (mеshiа) – еврейское и означает “помазанник,” т. е. помазанный Духом Святым. В переводе на греческий язык оно пишется “христос.” В древности помазанниками именовались цари, пророки и первосвященники, так как при посвящении в эти должности на их голову возливался священный елей, символ благодати Святого Духа, которую они получали для успешного совершения возложенного на них служения. В качестве собственного имени слово “Мессия” всегда относилось пророками к особому Помазаннику Божию, Спасителю мира. Мы будем употреблять имена Мессия, Христос и Спаситель попеременно, имея в виду Одно и То же Лицо.

Пророчества в книгах Моисея.

Пророк Моисей, живший 1500 лет до Р. Хр., записал в своих книгах самые древние пророчества о Спасителе мира, которые в течение многих тысячелетий хранились в устных преданиях евреев. Первое предсказание о Мессии услышали наши прародители, Адам и Ева, еще в Эдеме, сразу после вкушения запретного плода. Тогда Бог сказал дьяволу, принявшему вид змия: “Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее. Оно будет поражать тебя в голову (или – сотрет твою голову), а ты будешь жалить Его в пяту” (Быт. 3:15). Этими словами Господь осудил дьявола, утешил наших прародителей обещанием, что некогда Потомок жены поразит саму “главу” змия-дьявола, их соблазнившего. Но при этом и Сам Потомок жены пострадает от змия, который как бы будет “жалить Его в пяту,” то есть причинит Ему физические страдания. Замечательно еще в этом первом пророчестве наименование Мессии “Семенем Жены,” что указывает на Его необычайное рождение от Жены, Которая зачнет Мессию без участия мужа. Отсутствие физического отца вытекает из того, что в ветхозаветное время потомки всегда назывались по отцу, а не по матери. Данное пророчество о сверхъестественном рождении Мессии подтверждается более поздним пророчеством Исаии (7:14), о котором мы еще будем говорить. По свидетельству таргумов Онкелоса и Ионафана (древних толкований-пересказов книг Моисея), евреи всегда относили пророчество о Семени жены к Мессии. Исполнилось это пророчество, когда Господь Иисус Христос, пострадав на кресте Своей плотью, поразил дьявола – этого “древнего змия,” то есть отнял у него всякую власть над человеком.

Второе пророчество о Мессии находится также в книге Бытия и говорит о благословении, которое от Него распространится на всех людей. Сказано оно праведному Аврааму, когда тот своей готовностью принести в жертву своего единственного сына Исаака обнаружил крайнюю преданность и послушание Богу. Тогда Бог через Ангела обещал Аврааму: “И благословятся в Семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего” (Быт. 22:1).

В оригинальном тексте этого пророчества слово “Семя” стоит в единственном числе, указывая этим, что в этом обещании речь идет не о многих, но об одном определенном Потомке, от Которого благословение распространится на всех людей. Евреи это пророчество всегда относили к Мессии, понимая его, однако, в том смысле, что благословение должно распространиться, главным образом, на избранный народ. В жертвоприношении Авраам прообразовал Бога Отца, а Исаак – Сына Божия, имевшего пострадать на кресте. Эта параллель проводится в Евангелии, где сказано: “Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан. 3:16). Важность пророчества о благословении всех народов в Потомке Авраама видна из того, что Бог подтвердил Свое обещание клятвою.

Третье пророчество о Мессии произнес патриарх Иаков, внук Авраама, когда перед смертью благословил своих 12 сыновей и предсказал будущую судьбу их потомков. Иуде он предсказал: “Не оскудеет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему – покорность народов” (Быт. 49:10). По переводу 70-ти толковников этот пророчество имеет следующий вариант: “доколе не придет Тот, Которому отложено (определено придти), и Он будет чаяние народов.” Скипетр – это символ власти. Смысл этого пророчества в том, что потомки Иуды будут иметь своих собственных правителей и законодателей до тех пор, пока не придет Мессия, называемый здесь Примирителем. Слово “Примиритель” раскрывает новую черту в характеристике Его деятельности: Он устранит вражду между людьми и Богом, возникшую вследствие греха (Об устранении вражды между небом и землей пели Ангелы, когда родился Христос: “Слава в вышних Богу, и на земле МИР, в человеках благоволение” (Лк. 2:14)).

Патриарх Иаков жил за две тысячи лет до Рождества Христова. Первым вождем из колена Иудина был царь Давид, потомок Иуды, живший за тысячу лет до Рождества Христова. Начиная с него колено Иудино имело своих царей, а потом, после вавилонского пленения, своих вождей вплоть до времен Ирода Великого, который воцарился в Иудее в 47 г . до Рождества Христова. Ирод по происхождению был идумеянин, и при нем народные вожди из колена Иудина совсем утратили свою гражданскую власть. Господь же Иисус Христос родился в конце царствования Ирода.

Здесь уместно привести сказание, находящееся в Медраше, одной из древнейших частей Талмуда, где говорится, что члены Синедриона, когда у них было отнято право уголовного суда, лет за сорок до разрушения Храма (в 30-м году по р. Хр.), облекшись во вретище и терзая на себе волосы, вопили: “Горе нам, горе нам: давно оскудел уже царь от Иуды, а обетованный Мессия еще не пришел!” Конечно, так они высказывались потому, что не узнали в Иисусе Христе того Примирителя, о котором предсказал патриарх Иаков.

Следует сказать, что так как в течение более двух тысяч лет колено Иудино утратило всякую гражданскую власть, да и сами иудеи, как племенная единица, давно кровно смешались с другими еврейскими племенами (коленами), то применить данное пророчество Иакова к новым кандидатам на мессианское звание – совершенно невозможно.
Следует сказать, что так как в течение более двух тысяч лет колено Иудино утратило всякую гражданскую власть, да и сами иудеи, как племенная единица, давно кровно смешались с другими еврейскими племенами (коленами), то применить данное пророчество Иакова к новым кандидатам на мессианское звание – совершенно невозможно.

Следующее пророчество о Мессии в образе звезды, восходящей от потомства Иакова, произнес пророк Валаам, современник пророка Моисея, за 1500 до Р. Хр. Князья Моава пригласили пророка Валаама, чтобы он проклял еврейский народ, который угрожал вторжением в их землю. Они надеялись, что проклятие пророка им поможет одержать победу над израильтянами. Пророк Валаам, смотря с горы на приближающийся еврейский народ, в пророческом видении вдали увидел также и далекого Потомка этого народа. В духовном восторге вместо проклятия Валаам воскликнул: “Вижу Его, но ныне еще нет. Зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых” (Числа 24:17). Образные наименования Мессии звездой и жезлом указывают на Его руководящее и пастыреначальное значение. Валаам предсказывает поражение князей Моава и потомков Сифа в иносказательном смысле, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии. Таким образом, настоящее пророчество Валаама дополняет более древнее пророчество о поражении главы змия (Быт. 3:15). Он поразит, как “змия,” так и его слуг.

Пророчество Валаама о Звезде из колена Иакова положило начало верованию, как израильтян, так и персов, от которых пришли евангельские волхвы, что пришествие Мессии будет предварено появлением на небе яркой звезды. Такая необыкновенно яркая звезда, как мы знаем, действительно засияла на небе незадолго до Рождества Христова.

Последнее, пятое пророчество о Мессии, которое мы находим в книгах Моисея, сказано Богом самому пророку Моисею, когда земная жизнь этого великого вождя и законодателя еврейского народа подходила к своему концу. Господь обещал Моисею, что некогда Он воздвигнет еврейскому народу другого Пророка, подобного ему по значению и духовной силе, и что Он (Бог) будет говорить устами этого Пророка. “Я воздвигну вам Пророка,” говорит Господь Моисею, – “из среды их братьев, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему. А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим Именем, с того Я взыщу” (Втор. 18:18-19). Приписка, сделанная в конце книги Второзакония современниками Ездры за 450 лет до Р.Х., свидетельствует, что среди множества пророков, которыми изобиловал еврейский народ на протяжении своей многовековой истории, не нашлось пророка, подобного Моисею. Следовательно, еврейский народ с времен Моисея ожидал увидеть в лице Мессии величайшего пророка-законодателя.

Подводя итог приведенным здесь пророчествам, записанным Моисеем, мы видим, что задолго до образования еврейской нации, еще в патриархальное время, предкам евреев были известны многие ценные и существенные сведения о Мессии, а именно: что Он сокрушит дьявола и его слуг, принесет благословение всем народам; Он будет Примирителем, Вождем и Царство Его пребудет вечно. Эти сведения от евреев перешли к многим языческим народам – индусам, персам, китайцам, потом – к грекам. Передавались они в виде преданий и легенд. Правда, с веками представления о Спасителе мира среди языческих народов потускнели, исказились, но все же единство происхождения этих преданий – несомненно.

+1

2

Пророчества Царя Давида.

После смерти пророка Моисея и занятия евреями Обетованной Земли пророчества о Мессии замолкают на многие столетия. Новая серия пророчеств о Мессии возникает во время царствования Давида, потомка Авраама, Иакова и Иуды, управлявшего еврейским народом за тысячу лет до Р.Х. В этих новых пророчествах раскрывается царское и Божественное достоинство Христа. Господь обещает Давиду устами пророка Нафана устроить в Лице его Потомка вечное Царство: “Я утвержу престол Царства Его на веки” (2 Царств 7:1).

Это пророчество о вечном Царстве Мессии имеет ряд параллельных пророчеств, о которых следует поговорить более обстоятельно. Чтобы понять и оценить значение этих пророчеств, необходимо хотя бы вкратце ознакомиться с жизнью царя Давида. Ведь царь Давид, будучи Богом помазанным царем и пророком, прообразовал высшего Царя и Пророка – Христа.

Давид был младшим сыном бедного и многодетного пастуха Иессея. Когда посланный Богом пророк Самуил вошел в дом Иессея, чтобы помазать царя для Израиля, то пророк думал помазать одного из старших сыновей. Но Господь открыл пророку, что младший сын, еще совсем отрок Давид, Им избран для этого высокого служения. Тогда, повинуясь Богу, Самуил возливает на главу младшего сына священный елей, совершая этим помазание на царство. С этого времени Давид становится Помазанником Божиим, мессией. Но не сразу Давид приступает к фактическому царствованию. Ему предстоит еще долгий путь испытаний и несправедливых гонений со стороны правящего тогда царя Саула, возненавидевшего Давида. Причиной этой ненависти была зависть, так как отрок Давид малым камнем сразил непобедимого дотоле филистимского великана Голиафа и этим дал победу еврейскому войску. После этого народ говорил: “Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч.” Только сильная вера в Бога-Заступника помогла Давиду перенести все те многочисленные преследования и опасности, которым он подвергался со стороны Саула и его слуг в течение почти пятнадцати лет. Часто, скитаясь месяцами в дикой и непроходимой пустыне, царь Давид изливал свою скорбь Богу во вдохновенных псалмах. Со временем псалмы Давида стали непременной частью и украшением как ветхозаветных, так потом и новозаветных богослужений.

Воцарившись в Иерусалиме после смерти Саула, царь Давид стал самым выдающимся царем, когда-либо правившим Израилем. Он сочетал в себе многие ценные качества: любовь к народу, справедливость, мудрость, мужество и, главное, – крепкую веру в Бога. Прежде чем решать какой-либо государственный вопрос, царь Давид усердно молился Богу, прося вразумления. Господь во всем помогал Давиду и благословил его 40-летнее царствование крупными успехами, как во внутренней, так и во внешней политике.
Заботясь о материальном благополучии своего народа, Давид придавал большое значение его духовной жизни. Нередко он возглавлял религиозные праздники, принося жертвы Богу за еврейский народ и составляя свои вдохновенные религиозные гимны – псалмы. Будучи царем и пророком, а также в известной мере священником, царь Давид стал прообразом (предуказанием), примером величайшего Царя, Пророка и Первосвященника – Христа Спасителя, потомка Давида. Личный опыт царя Давида, а также поэтический дар, которым он обладал, дали ему возможность в целом ряде псалмов с небывалой дотоле яркостью и живостью начертать личность и подвиг грядущего Мессии. Так, в своем 2-ом псалме царь Давид предсказывает вражду и восстание против Мессии со стороны Его врагов. Этот псалом написан в виде беседы между тремя лицами: Давидом, Богом Отцом и Сыном Божиим, помазанным Отцом на Царство. Вот главные места этого псалма.

Царь Давид: “Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.”

Бог Отец: “Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею.”

Сын Божий: “Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя.”

Царь Давид: “Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути вашем” (стихи 1-2, 6-7 и 12).

Самым замечательным в этом псалме является истина, раскрытая здесь впервые, что Мессия есть Сын Божий. Гора Сион, на которой стоял храм и город Иерусалим, символизировала Царство Мессии – Церковь.

О Божестве Мессии Давид еще пишет в нескольких последующих псалмах. Например, в 44-м псалме Давид, обращаясь к грядущему Мессии, восклицает:

“Престол Твой, Боже, вовеки, жезл правоты – жезл Царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих” (стихи 7-8).

Выявляя разницу между Лицами в Боге, между Богом помазывающим и Богом помазанным, данное пророчество подводило фундамент для веры в Триипостасного (имеющего три Лица Бога).
Псалом 39-й указывает на недостаточность ветхозаветных жертв для искупления (прощения) человеческих грехов и свидетельствует о предстоящих страданиях Мессии. В этом псалме говорит Сам Мессия устами Давида:

“Жертвы и приношения Ты (Бог Отец) не восхотел. Ты уготовил Мне тело. Всесожжения и жертвы Ты не потребовал. Тогда Я сказал: Вот иду, в свитке книжном (в предвечном определении Божием) написано обо Мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой” (Пс. 39:7-10).

Искупительной жертве Мессии еще будет посвящена особая глава. Здесь только упомянем, что, согласно 109-му псалму, Мессия не только Жертва, но и Священник, приносящий жертву Богу – Самого Себя. В 109-м псалме повторяются основные мысли 2-го псалма о Божестве Мессии и о вражде против Него. Но сообщается несколько и новых сведений, например, рождение Мессии, Сына Божия, изображается, как предвечное событие. Христос – вечный, как и Его Отец.

“Сказал Господь (Бог Отец) Господу моему (Мессии): сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих… из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскаялся: Ты священник вовек по чину Мелхиседека” (Как объясняет ап. Павел, Мелхиседек, о котором рассказывается в книге Бытия 14:18, был прообразом Сына Божия – вечного священника, см. Ев. 7-я глава).

Слова “из чрева” не означают, что Бог имеет органы, подобные человеческим, но они означают, что Сын Божий имеет одно существо с Богом Отцом. Выражение “из чрева” должно было пресечь соблазн понимать иносказательно наименование Христа Сыном Божиим.

Псалом 71-й представляет собой гимн хвалы Мессии. В нем мы видим Мессию в полноте Его славы. Эта слава должна осуществиться к концу времен, когда Мессианское Царство восторжествует и зло будет уничтожено. Вот несколько стихов из этого полного радости псалма.

“И поклонятся Ему все цари, все народы будут служить Ему. Ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника… Будет имя Его благословенно вовек. Доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его, и благословятся в Нем все племена земные, все народы ублажат Его” (Пс. 71:10-17).

О Царстве Мессии будет сказано более подробно в приложении. Сейчас же, чтобы у читателя было представление, как обширны и подробны пророчества о Мессии в псалмах, приведыеэм перечень этих пророчеств в порядке их содержания: О пришествии Мессии – псалмы 17, 49, 67, 95-97. О Царстве Мессии – 2, 17, 19, 20, 44, 65, 71, 109, 131. О священстве Мессии – 109. О страданиях, смерти и воскресении Мессии – 15, 21, 30, 39, 40, 65, 68, 98. В псалмах 40-м, 54-м и 108-м – об Иуде предателе. О вознесении Христа на небо – 67 (“Ты восшел на высоту, пленил плен,” 19 стих, см. Еф. 4:8 и Евр. 1:3). Христос – основание Церкви – 117. О славе Мессии – 8. О страшном суде – 96. О наследовании праведниками вечного покоя – 94.

Для понимания пророческих псалмов надо помнить, что Давид, как и другие великие праведники Ветхого Завета, являли собой прообраз Христа. Поэтому часто то, что он пишет в первом лице, как бы о себе, например, о страданиях (в 21-м псалме) или о славе (о воскресении из мертвых в 15-м псалме), относится не к Давиду, а к Христу. Подробнее о 15-м и 21-м псалмах будет сказано в 5-й главе.

Таким образом, мессианские пророчества Давида, записанные в его боговдохновенных псалмах, заложили фундамент для веры в Мессию как истинного и единосущного Сына Божия, Царя, Первосвященника и Искупителя человечества. Влияние псалмов на веру ветхозаветных евреев было особенно велико благодаря широкому употреблению псалмов в частной и богослужебной жизни еврейского народа.

+1

3

Воскресение Мессии.

Но, говоря о необходимости и спасительности страданий Мессии, пророки предсказали и Его воскресение из мертвых и последующую славу. Исаия, описав страдания Христа, заканчивает свое повествование следующими словами:

“Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное. И воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством. Чрез познание Его, Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему, Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу.”

Иными словами, Мессия после смерти оживет, чтобы возглавить Царство праведников и будет нравственно удовлетворен результатом Своих страданий.

Воскресение Христа предсказал также царь Давид в 15-м псалме, в котором от лица Христа говорит:

“Всегда видел Я пред Собою Господа, ибо Он одесную (по правую руку Меня, не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце Мое и возвеселился язык Мой. Даже и плоть Моя упокоится в уповании. Ибо Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь Святому Твоему видеть тление. Ты укажешь Мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек” (Пс. 15:9-11).

У пророка Осии есть упоминание о трехдневном воскресении, хотя в его пророчестве речь идет во множественном лице: “В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его” (Ос. 6:1- 2, см . 1 Кор. 15:4).

Кроме прямых пророчеств о бессмертии Мессии, об этом же фактически свидетельствуют и все те места Ветхого завета, в которых Мессия именуется Богом (например в Пс. 2, Пс. 44, Пс. 109, Ис. 9:6, Иер. 23:5, Мих. 5:2, Мал. 3:1). Ведь Бог по Своему существу бессмертен. Также о бессмертии Мессии следует заключить, когда читаем предсказания о Его вечном Царстве (например в Быт 49:10, 2 Цар. 7:13, Пс. 2, Пс. 131:11, Иез. 37:24, Дан. 7:13). Ведь вечное Царство предполагает вечного Царя!

Таким образом, суммируя содержание этой главы, мы видим, что ветхозаветные пророки очень определенно говорили об искупительных страданиях, смерти, а затем – о воскресении и славе Мессии. Ему предстояло умереть для очищения людских грехов и воскреснуть для возглавления вечного Царства Им спасенных. Эти истины, впервые раскрытые пророками, позже легли в основу Христианской веры.

+1

4

У пророка Даниила мы также находим другое важное пророческое свидетельство о Мессии, записанное в форме видения, в котором Мессия изображается, как вечный Владыка. Записано оно в седьмой главе его книги. “Видел я в ночных видениях: Вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится” (Дан. 7:13-14).

В этом видении говорится о последних судьбах мира, о прекращении существования земных царств, о страшном суде над народами, собравшимися перед престолом Ветхого Днями, т. е. – Бога Отца, и о начале славных времен для Царства Мессии. Мессия здесь именуется “Сыном Человеческим,” что указывает на Его человеческую природу. Как мы знаем из Евангелия, Господь Иисус Христос часто называл Себя Сыном Человеческим, напоминая евреям этим именем пророчество Даниила (Мат. 8:20, 9:6, 12:40, 24:30 и т.д.).

Предсказания других двух великих пророков Иеремии и Иезекииля помещены в приложении, где собраны пророчества о Царстве Мессии. В заключении этой главы приведем только пророчество Варуха, ученика Иеремии, в котором он пишет о пришествии Бога на землю: “Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми” (Вар. 3:36-38). К сожалению, во времена вавилонского плена еврейский оригинал книги пророка Варуха был утерян, из-за чего греческий перевод его книги попал в список неканонических книг. По этой причине среди инославных библеистов пророчество Варуха не пользуется заслуживаемым авторитетом.

Примечание: Параллельное видение мы находим в Апокалипсисе, где “Ветхий Днями” именуется “Сидящим на престоле,” а воплотившийся Сын Божий именуется Агнцем и Львом из колена Иудина (Апок. 4-5 главы).

http://www.pravmir.ru/za-sotni-let-do-r … -o-xriste/

+1

5

Преподобный Ефрем Сирин.Толкование на книгу Иезекииля

Глава 38
   «Се, Аз на тя, Гог... правитель, и... князь Мосо́ха (Мешеха) и Фове́ля... Гомер и вся сила его, дом Форгама́нь... От дний мно́жайших... предопределен ты, и в последняя ле́та приидеши... пленишь плен, возьмешь корысти... и вложу узду в челюсти твоя, и изведу тя и всю многочисленную силу твою» (Иез.38:2-3, 6, 8, 12, 4). Гогом и Магогом называются народы, притеснявшие Иудеев вскоре после возвращения их из Вавилона, Но многие утверждают, что Гогом назван Олоферн, военачальник войска Навуходоносора, царя Ассирийского. Ибо вместе с ним многие народы из земли северной вошли в землю Израильскую, и были там истреблены. Поэтому толкователи и добавляют, что древками от оружия и копий войска Олоферна жители городов Израилевых семь лет разжигали огонь во святилище, и это делалось в память о победе.
Глава 39
   Поэтому и сказано у Иезекииля: «и раждегу́т ими огнь седмь лет» (Иез.39:9). Если бы древки от оружия победители взяли себе, то не предали бы их огню. Если же они были сожжены, то сделано это по повелению Божию, и священники часть их оружия внесли на память в храм, и древками от этого оружия возжигали огонь в течение семи лет для воскурения фимиама, по слову Божию, в праздники и новомесячия. «В седмь месяц... погребут я... Всяк проходяй землю и узре́вый кость человечу сотворит у нея зна́мение» (Иез.39:12-13, 15). Из сказанного, что в седмь месяцев погребут и убитых, можно заключить, что в день самого поражения не было возможности предать их погребению, может быть из-за того, что весь народ с жадностью устремился на добычу, а может быть и потому, что тела убитых быстро предавались гниению и невозможно было приблизиться к тем, у которых, как говорит пророк Захария, «стоящих еще на ногах своих» (Зах.14:12) истаивали плоти. Поэтому Иудеи, чтобы не мучить себя в день избавления и не прикасаться к гниющим телам врагов своих, отложили их погребение до того времени, когда и палящий зной истнит (сокрушит в прах) плоти, и поедят их звери и расклюют птицы, алчущие подобной добычи, чтобы уже после этого собрать и предать погребению тела, иссушенные воздухом и солнцем. Поэтому-то погребение будет совершено в седьмой месяц. «Всяк проходяй землю и узре́вый кость человечу сотворит у нея зна́мение» (Иез.39:15), то есть кости рассыпавшиеся, какие только останутся, будут предавать погребению проходящие мимо. Слова же: «сотворит у нея зна́мение», – можно объяснить и в другом смысле; тот сотворит знамение (памятник), кто, встретив человека, пребывающего в язычестве, или в иудействе, вместо знамения, сооруженного из чувственных камней, вложит в слух его словеса Священных Писаний, и через них будет действовать для его обличения и исправления; поэтому, если у слушающего будет готовность к принятию слова, он скорыми шагами придет в страну живых.
    «И... излию Духа Моего на весь дом Израилев» (Иез.39:29), Сыны Израилевы ко Мне обратятся и уверуют в Меня.
Глава 40
    «И бысть во два́десять пятое лето пленения нашего, в начале года, в десятый день месяца, в четвертоена́десять лето по разорении града» (Иез.40:1), Первое число берется не от Иосии, но от Иехонии, ибо сказано: «в четвертоена́десять лето по разорении города», а город был разрушен в одиннадцатый год при Седекии. Этот год, в который Иудеям дано обещание о восстановлении храма, был юбилейным, потому что другой юбилей был в восемнадцатый год при Иосии, когда Иерусалим еще благоденствовал. Ибо сложив оставшиеся тринадцать лет царствования Иосии и три месяца царствования Иоахаза, одиннадцать лет Иоакима, одиннадцать лет Седекии и четырнадцать лет по разорении города, получим год пятидесятый, то есть юбилейный. В этот-то год Иезекииль возвещает Иудеям о восстановлении храма и о возвращении их из плена. «И се, муж... и в руце́ мужа мера тро́стяна шести лако́т и единой длани и изме́ри праг дверный тростию, широта двери пять лактей..., и праг дверный... трости единыя, и окна внутрь разширены и узки совне, и врата двору... зрящая ко вра́там северным и восточным. И притвор... в Ела́ме... врат, две трапе́зы о сию страну и две... об ону́, еже заклати на них всесожжения» (Иез.40:3, 5-7, 16, 23, 39). Как при окончательном разрушении города и отведении в плен жителей Иерусалима и крайних бедствиях народа пророк видел удаление славы Божией и был опечален, так и теперь, в день видения духом пророчества о воссоздании града и храма, открывается ему вхождение славы и возвеселяет его. Иезекииль видел, что слава Божия входит теми же восточными вратами, которыми удалилась она. Как прежде сказал пророк, что слава Господня удалилась из дома Божия и стала над Херувимами, и вышла восточными вратами дома Господня, так и теперь говорит, что слава Божия вошла вратами, обращенными на восток.
Глава 41
    «И разме́ри долготу... его даже до окон» (Иез.41:15-16). Окна в доме Господнем, снаружи узкие и внутри расширенные, суть образы вещей, подлежащих чувствам, которые для нас служат как бы дверями, чтобы ими человек входил и приближался к созерцанию небесного, духовного, недоступного чувствам. Муж, у которого, как видел Иезекииль, была в руке мерительная трость, изображает собой Еммануила, Который измерил, устроил и в порядок привел всех видимых и невидимых тварей. Трость, содержащая в себе шесть лактей (лакоть – мера от локтя до конца среднего пальца, около десяти с половиной вершков), означает шесть пределов мира; единая же длань в трости сверх шести лактей, составляющая половину лактя, есть мир духов. И все, что сказано о доме Божием и обо всем, что в доме этом и что видел Иезекииль, понимай о Святой Церкви Христовой. Священники дома Божия изображают апостолов; закланные тельцы есть образ Самого Еммануила. Тем, что входящий для поклонения Богу вратами северными исходит вратами южными, дается понять, что человек не должен возвращаться к худому, но обязан стремиться к лучшему и идти вперед путем добра. Когда же пророк говорит о том, что надобно отделять святое от неосвященного, тогда неосвященным называет он все, что вне ограды дома Божия.

Глава 44
    «И начатки жит ваших да дасте жерцу» (Иез.44:30), то есть уделяйте священникам начатки всякой снеди вашей.
Глава 45
    «Отлучите начаток Господеви... и... освященное святилищу» (Иез.45:1, 4). Так говорит пророк Иудеям, возвращающимся из Вавилона, и строителям, которые будут воссоздавать Иерусалим. Пророк повелевает отделить в нем одно место для священников и храма, другое – для левитов, третье – для народа и четвертое – для князя.

Глава 47
   Сказанное у пророка: «измери... воду, и взыде вода до... глезн (лодыжек)», – означает делателей, трудившихся с утра. Слова: «измери... и взыде вода до колен» (Иез.47:3-4), – указывают на делателей, начавших труд с третьего часа. А еще большее повышение воды в потоке (по поясницу) подразумевает приступивших к деланию в девятом часу. Наконец вода в потоке стала так высока, что невозможно было перейти этот поток, – это знаменует пришедших в единонадесятый час. Таковы значения этих измерений.
    «И преведе мя чрез воду даже до глезн» (Иез.47:3). Под образом водного потока представлены здесь Евреи. Сказанное же, что «вода исхождаше из-под жертвенника», означает, что на этом жертвеннике совершается служение Богу. Пророк говорит: высота потока возрастала; «преведе мя чрез воду... до чресл... и потока не прейдут» (Иез.47:3-5). Все эти образы, – то есть что поток сначала мал и его можно перейти, потому что вода доходит только до лодыжек, а затем высота потока увеличивается, так что вода достает постепенно до колен и до поясницы, и, наконец, при возрастающей высоте вод поток уже невозможно перейти, – означают тех, которые умножились, усилились и покорили Идумеев, дом Гога и другие окрестные народы.
   Но узнаешь и иной, таинственный смысл, если снова прочтешь слова пророка: «и преведе мя чрез воду... И взыде вода... до глезн (лодыжек) ...до колен... даже до чресл... егоже (потока) не прейдут» (Иез.47:3-5). Этими словами указывается на начало Евангельской проповеди. Ибо проповедников сначала было немного, а потом число их возросло и умножилось, как видно из сказанного Господом: «Не бойся, малое стадо» (Лк.12:32), и из уподобления Небесного Царства «зе́рну гору́шичну... еже малейше убо есть от всех семен: егда же возрастет, более (всех) зелий есть» (Мф.13:31-32). Вначале были только двенадцать апостолов, позже к ним присоединились семьдесят и два; затем прибавились три тысячи, и бесчисленное множество проповедников все возрастало, подобно потоку, усилившемуся до того, что невозможно было перейти через него. Вода, текущая в долину, «яже на восток» (Иез.47:8), и нисходящая к северу, изображает учение апостолов, которое изошло, сообщено было язычникам и усладило их.
    «Вода... идет до моря в воды гнилыя, и изцеляет воды: и будет всяка душа, рождающаяся на всяком месте, на неже найдет... река сия, жива будет: и будут тамо рыбы многи зело, яко прии́дет тамо вода сия и изцелит» (Иез.47:8-9). «Рыбы многи» изображают ревнителей, готовых на дело проповеди и стоящих во главе верных народов.
    «И над реку взыдет, и на бре́зе ея оба по́лы, всякое древо ядомое... и будет плод их в снедь и прозябание их во здравие» (Иез.47:12). Это говорит пророк о совершенных в деле и слове, которые приносят жертвы, десятины и дары свои в новомесячия и праздники свои, и которые держатся и связуются Божией силой. На древах этих в начале каждого месяца будут новые плоды, ибо воды, которые пьют они, от святилища исходят, и будет плод их в снедь и прозябение (произрастание) их во здравие. Этим означаются животворные и спасительные законы. И те, которые омываются в этих водах, то есть не отступают от закона, уподобятся высоким деревам, растущим на берегах потока, и будут «яко древо, насажденное при исхо́дищих вод, еже плод свой даст» (Пс.1:3).
   Примечательно, что Бог шестьдесят два раза называет Иезекииля: «сыне человечь», и пятнадцать раз дом Израилев именует «преогорчевающым».
https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/ … ilja/#0_38

0

6

ПРОРОКИ РОЖДЕСТВА: ЖИЗНЬ И НАСТАВЛЕНИЯ

сайт Горловской и Славянской епархии

Предрождественский месяц, декабрь, изобилует днями памяти святых пророков, которые возвестили миру о приходе Христа. 2 декабря вспоминается святой пророк Авдий, 14 — Наум, 15 — Аввакум, 16 — Софония, 22 — святая пророчица Анна, мать Самуила пророка, 29 — Аггей, 30 — Даниил.
24 декабря вспоминаются все пророки, а также остальные святые Ветхозаветной Церкви, которые, так или иначе, послужили тайне рождения Спасителя мира. В последнее воскресенье перед Рождеством, 31 декабря, празднуется память всех сродников Христа по плоти, которые достигли святости.

http://pravlife.org/sites/default/files/field/image/maxresdefaultjpg-420x280.jpg

Пророки сыграли особую роль в истории Ветхозаветной Церкви — Церкви до Христа. Они наставляли народ, а также возвещали о скором приходе Спасителя. Самые ценные наставления и предсказания вошли в двадцать пророческих книг Ветхого Завета. Читая эти библейские тексты, написанные за сотни лет до прихода Христа, поражаешься точности, с какой в них была описана земная жизнь Спасителя — от рождения в Вифлееме при свете взошедшей звезды до смерти на Кресте и Воскресения.

Многие думают, что пророки — это какие-то недосягаемые оракулы, прорицатели воли Божией, волшебники, способные входить в особый транс и возвещать будущее. На самом деле, святые пророки Ветхого Завета — такие же люди, как и мы, со своими ошибками, мнениями и житейскими привычками. Им были не чужды грехи и раскаяние в них.

Да, за особое старание жить по воле Божией Господь открывал им Свою волю, но при этом ни в какой транс они не входили. Каждая пророческая книга написана своим стилем, у авторов есть любимые слова и выражения, поговорки и крылатые фразы, а язык пророческих книг соответствует эпохам, когда они создавались, что было бы невозможно, если бы все книги диктовал Бог, а пророки бы только записывали их в состоянии гипноза.

Пророческий дар — один из даров Святаго Духа, который должен был принадлежать всему человечеству. Святой пророк Моисей после встречи с Богом на горе Синай восклицает: «О, если бы все в народе Господнем были пророками!» (Чис. 11:29). После известных событий в Едемском саду человек утратил этот дар и, как следствие, способность возвещать другим волю Божию. Назад к Богообщению он должен идти долгим и тернистым путём взлётов и падений.

Кто же были эти евангелисты Ветхозаветной Церкви, о которых мы вспоминаем перед Рождеством?
Великими пророками, исходя из объёма написанных ими книг, называют Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/hqdefaultjpg-420x280.

Святой пророк Исаия
Исаия
Святой пророк Исаия проповедовал в Иерусалиме в царствование иудейских царей Азарии, Иофама, Ахаза, Езекии и Манасии (середина VIII — начало VII вв. до Р.Х.). Имя Исаии означает «Спасение Божие». Пророк происходил из священнического рода. Он родился около 765 года до Р.Х. Полсотни лет Исаия призывал израильтян к покаянию и возвещал им о скором приходе Мессии (Христа). За точность пророчеств о Спасителе его называют пятым евангелистом.
Помимо вести о Христе, в книге пророка Исаии содержатся и пророчества о конце мира: суде над землёй и торжестве Царства Божия. Своим соотечественникам пророк предсказал падение Иудеи и вавилонский плен за нераскаянность народа.
От проповеди пророка Исаии покаялся иудейский царь Езекия. Исаия сотворил чудо для больного царя: по молитве пророка тень на ступенях дворца возвратилась назад. После покаяния царь исцелился. Престарелый пророк окончил свою жизнь мученически — он был казнён в царствование нечестивого царя Манассии

http://pravlife.org/sites/default/files/field/image/20121017-204654.jpg
Сохранившийся свиток книги пророка Исаии

Пророчества о Христе у пророка Исаии:
Ис. 2:1-4
О возвышении горы Господней — Голгофы, к которой соберутся все народы.
Ис. 7
О рождении Эммануила от Девы.
Ис. 9
О возвышении Галилеи, увидевшей Свет Великий.
Ис. 11
Об Отрасли, которая произойдет из корня Иессея и Давида, и о дарах Духа на Нём.
Ис. 40
«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» — о гласе вопиющего в пустыне — Предтече Господнем Иоанне.
Ис. 42; 49; 50 и 52-53; 61 гл.
Об Отроке, Рабе Господнем, Сыне Божием, Его кротости и страдании. 53 главу Книги пророка Исаии вообще называют пятым Евангелием — настолько точно в ней описаны события Страстей Господних.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/eb5c9be85e42jpg-420x280.

Святой пророк Иеремия
Иеремия
Имя Иеремии означает «Господь возвеличит». Также из священнического рода, пророк Иеремия родился в 645 году до Р.Х. в Иудее. Он проповедовал на протяжении царствования пяти иудейских царей — Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии и Седекии, в общей сложности около пятидесяти лет. В это же время звучала проповедь и других известных пророков: Иезекииля, Даниила, Аввакума, Варуха. В неспокойное время, в условиях угрозы нашествия вавилонян, пророки предостерегали народ от грехов и призывали обратиться к Истинному Богу.
Пламенная проповедь Иеремии звучала в Иерусалимском храме, у ворот города, в царском дворце, на площадях и в частных домах. К сожалению, неверующие соотечественники слова пророка о скором нашествии вавилонян воспринимали не как предостережение от Бога, а как выражение неких политических взглядов: Иеремию подозревали в сношениях с вавилонянами и предательстве родины. Его поносили соотечественники, от него отказались родные.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/x556ea96ejpg-420x280.
Граница Иордании с Израилем. Вид на гряду гор

Во второй книге Маккавейской говорится о том, что перед нашествием вавилонян на Иерусалим он вместе с верными ему израильтянами успел укрыть Ковчег Завета, скинию и жертвенник в одной из пещер горы Нево (сегодня территория Иордании) и закрыл вход камнями. Когда некоторые иудеи попытались вернуться на это место, чтобы запомнить его, они не смогли отыскать пещеру (2 Мак. 2:1-8). По преданию, Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с десятью заповедями, сосуд с манной небесной и расцветший жезл Аарона, и поныне остаётся там и будет оставаться до конца времён.

Пророчества, сказанные Иеремией, сбывались у него на глазах. Пророк предсказал, что иудейский царь будет уведён в Вавилон. Не прошло и трёх месяцев, как царь Иехония был уведён в вавилонский плен. Жители Иерусалима обвинили пророка в связях с вавилонянами — никто не хотел верить, что будущее пророку открывает Бог. Иеремию посадили в темницу — ров, вырытый в земле и частично заполненный водой.
Во время осады Иерусалима пророк пытался бежать из города, но стража приняла его за перебежчика и вернула. Из-под ареста Иеремию освободили лишь вошедшие в город вавилоняне. Парадоксально, но язычники проявили больше уважения к пророку Яхве, который для вавилонян был лишь одним из божеств пантеона.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/25779894jpg-420x280.

Руины древнего Иерусалима
Начальник царской охраны Навунарзан оказал честь пророку, не стал уводить его в плен и предложил выбрать место, где он будет жить — Иерусалим был разрушен до основания. Иеремия выбрал остаться в своём отечестве. Он плакал на развалинах Иерусалима и вместе со своим учеником пророком Варухом проповедовал немногим оставшимся соотечественникам. Описанию разрушений святого города посвящена поэма «Плач Иеремии», написанная акростихом, — одна из книг Ветхого Завета.
Вскоре иудеи, которым разрешили остаться на своей земле, подняли восстание против вавилонского правительства. Оно потерпело поражение, и восставшие вынуждены были бежать в Египет. Убегая, они захватили с собой пророка Иеремию, чтобы он не выдал вавилонянам, в какую сторону они направились.
Есть древнее христианское предание о мученической кончине пророка в Египте. В городе Тафнис от его проповеди обращались язычники-египтяне, по молитве пророка от домов местных жителей уходили ядовитые змеи и крокодилы. Однако свои соотечественники побили его камнями. Александрийское предание говорит о том, что при Александре Македонском останки пророка были перенесены в Александрию. Предполагаемую гробницу Иеремии в окрестностях Каира и доныне чтут египтяне.
После своей смерти пророк Иеремия являлся Иуде Маккавею во время освободительного восстания в Иудее и дал ему золотой меч (2 Мак. 15:10-16). Иеремия, явившийся одному из братьев Маккавеев — уже не согбённый старец со шрамами от ударов и оков, а «величественный муж, украшенный сединами и славою», «братолюбец, который много молится о народе и святом городе». Помимо книги пророчеств и «Плача», Иеремия оставил после себя «Послание» о бессмысленности идолопоклонства, которое также вошло в Ветхий Завет.
Пророчества о Христе у Иеремии:
Иерем. 31
«Рахиль плачет о детях своих» — об избиении Вифлеемских младенцев.
Иерем. 31:31-34
Пророчество об установлении Нового Завета (вечного, дающего прощение грехов) через Крестную смерть Спасителя.
Пророку также принадлежат книги Послание Иеремии и Плач Иеремии.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/5317jpg-420x280.

Святой пророк Иезекииль
Иезекииль
Имя пророка значит «Господь укрепит». Как и предыдущие пророки, он был из рода священников. Иезекииль родился около 622 года до Р.Х. Этот пророк был… немым. Свои проповеди он составлял на пергаментных свитках. Их читали ученики пророка на улицах города. Исследователи, которые изучали книгу пророка Иезекииля на языке оригинала, заключают, что его проповеди — высокохудожественные стройные тексты с зачином, развитием мысли и концовкой, поэтическими средствами, а не записанные кем-то по памяти отрывочные фрагменты.

Согласно одному из преданий, Иезекииль вначале был слугой у пророка Иеремии (свт. Григорий Богослов, Слово 47). После взятия Иерусалима он в возрасте 25 лет был уведён в вавилонский плен. В пути Иезекииль ободрял израильтян написанными проповедями.
Иезекииль был женат. Его жена скончалась после четырёх лет жизни на чужбине. В плену он продолжил своё служение, но не в самом Вавилоне (там Господь поставил проповедовать пророка Даниила), а в других селениях. Святитель Климент Александрийский сообщает, что Иезекииль был учителем Пифагора, который приезжал получать знания в Вавилон (Строматы, I, 304).
Как и два предыдущих пророка, Иезекииль был убит князем своего народа за обличения в идолослужении. Похоронен на берегу Евфрата недалеко от Багдада, в окрестностях современного города Кифль в Ираке. Мусульмане очень почитают его.

Пророчества о Христе у пророка Иезекииля:
Иезек. 37

Видение «сухих костей» — пророчество о воскрешении мертвых.
Иезек. 44
Видение нового города и храма — образ Церкви Христовой; видение заключенных врат храма — прообраз Божией Матери.

Святой пророк Даниил

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/Daniel-56a148185f9b58b7d0bdjpg-420x280.

Даниил

Имя пророка значит «Бог судил». Юношей Даниил был уведён вместе с другими знатными отроками в вавилонский плен. Его поселили в царском дворце Навуходоносора. За свой ум он был возведён в высокое придворное звание. Даниил стоически сохранял истинную веру в окружении царящего язычества. Вместе со своими друзьями Даниил отказался вкушать идоложертвенное мясо, питаясь на протяжении долгого времени одними овощами. От этого он не только не потерял в силе, но и стал краше других придворных отроков.

Соратники Даниила — три юноши Азария, Мисаил и Анания — отказались поклониться идолу, за что были брошены в раскалённую печь. Оттуда их спас Ангел. Этот эпизод, помимо книги пророка Даниила, вошёл в ирмосы канонов, читаемых за богослужением, как пример для укрепления веры. Сам Даниил за верность Истинному Богу был брошен в ров со львами. Ангелы заградили пасти львов, и пророк на следующее утро был найден во рву невредимым.

У Иезекииля Даниил назван в числе «мужей праведных» вместе с Ноем и Иовом. Книга пророка Даниила — наполовину историческая. В ней содержится множество подробностей, отражающих эпоху (597-539 гг. до Р.Х.): о придворных школах и воспитании знатных пленных юношей при царском дворце, разделении вавилонских чиновников на классы, о поставленной Навуходоносором статуе и сопровождавшей её открытие процессии, о болезни царя Навуходоносора… Эти события подтверждаются другими историческими источниками. Часть книги пророка Даниила написана на арамейском — языке Вавилонского царства. Вместе с тем, в книге много пророчеств.
Пророчества о Христе у пророка Даниила:

Дан. 9:24-26
«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины… И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт».

Именно верой в это пророчество объясняется большинство расхождений между дошедшим до наших дней древнееврейским оригиналом Ветхого Завета и его переводами, принятыми в Церкви: иудеи, отвергшие Господа Иисуса Христа как обещанного Мессию, в V веке по Рождестве Христовом изъяли из синагог и переписали заново все свитки Библии, исправив слова ряда пророчеств и годы жизни ветхозаветных патриархов, по которым подсчитывали срок исполнения «седмин» пророка Даниила.
Кроме великих, есть ещё двенадцать так называемых малых пророков.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/43865jpg-420x280.

Святой пророк Осия

Осия
Имя значит «спасение». Святой пророк Осия жил в Израильском царстве во времена царя Иеровоама II (835-753 гг. до Р.Х.), пережил гибель Северного Царства в 722 году (было завоёвано ассирийцами). Предположительно, тоже был из священнического рода.
Осия был женат на женщине Гомери, о которой упоминает в своей книге. В ней также сказано, что одна жена пророка была распутницей, изменявшей своему первому мужу, а другая была блудницей, пророк их взял в жены на условиях, что они закончат свои грешные дела. Эта история из жизни пророка Осии перекликается с преданием о святителе Николае Чудотворце, который спас трёх дочерей бедного человека от ожидающей их жизни распутниц, подбросив тайно в дом мешочки с золотом.

Лейтмотив книги пророка Осии — «сеяние Божие»: «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новую ниву, ибо время взыскать Господа» (Ос. 10:12). Пророк возвещает о том, что Господь призовёт в Своё Царствие язычников, которые веруют в Него. Фраза из его книги «кто сеет ветер, пожнёт бурю» стала крылатой.

Пророчества о Христе у пророка Осии:
Ос. 11:1
«Из Египта воззвал Я Сына Моего» (см. Мф. 2, 15).
Ос. 13:14
«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Эти слова пророка Осии мы всегда слышим в пасхальную ночь.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/ierusalim-kedronskaya-dolinjpg-420x280.
Долина Иосафата (Кедронская долина)

Иоиль
Имя значит «Яхве — Бог». О жизни его мало сведений. У святителя Епифания Кипрского есть предание о том, что пророк Иоиль жил за Иорданом. Был пророком в Иерусалиме. Время его проповеди определяют по событиям, описанным в его книге: Северное Израильское царство уже захвачено ассирийцами и перестало существовать, но Южное со столицей в Иерусалиме ещё только ожидает нашествия вавилонян. Иоиль — современник Исаии, Иеремии, Иезекииля и других пророков. Книга Иоиля — апокалиптическая. В ней говорится о грядущем дне Господнем после Второго Пришествия Христова.

Место, откуда начнётся Страшный Суд, в этой книге указывается как долина Иосафата — хорошо известная пророку местность за стенами Иерусалима у потока Кедрон, где и при нём, и за сотни лет до него, и сегодня простирается кладбище. В этой долине молился Христос перед Своими страданиями, там находился Гефсиманский сад, откуда Его вели на суд и распятие. Крест Христов также был установлен вне стен города, над местом, где находилась гробница, бывшая частью кладбища. По преданию, в ней был погребён первый человек, живший на земле — Адам. Из-за предания о Страшном суде кладбище, расположенное в этой долине, — самое дорогое в мире. Многие люди желают быть там похороненными. Благодаря своим огромным размерам и прямоугольным белым каменным надгробиям издалека оно напоминает город.

Пророчества о Христе у пророка Иоиля:
Иоиль 2:28-32
«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» — пророчество об излиянии даров Святого Духа на христиан и о наступлении дня Страшного Суда Божия.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/Pr-Amos1jpg-420x280.
Святой пророк Амос

Амос
Пророк Амос (имя значит «носитель бремени») — уроженец города Фекои в пяти километрах к югу от Вифлеема. До призвания на пророческое служение он был простым пастухом и собирателем инжира. На проповедь он отправляется в Северное Царство, в город Вефиль — языческую «мекку», центр поклонения золотым тельцам. Время его проповеди приходится на на правление царя Иеровоама II (782-740 гг. до Р.Х.).

Своими обличениями Амос возбудил против себя гнев вефильского жрица Амасии, который попытался обвинить пророка перед Иеровоамом в возмущении народа и оскорблении личности царя. Царь поверил этим ложным обвинениям, и пророк был изгнан. Тем не менее, он вернулся на проповедь при Озии (733-722 гг. до Р.Х.) — последнем царе Северного Царства, после которого Израиль был уведён в ассирийский плен.

Авдий
Имя означает «раб Божий». Проповедовал в Южном Иудейском царстве перед вавилонским пленом (580-575 гг. до Р.Х.). О жизни его ничего не известно.
Пророчества о Христе у пророка Авдия:
Авдий 1:15; 1:17
Второе Пришествие, Суд над всеми народами и наступление Царства Божия.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/maxresdefaultjpg-420x280.

Святой пророк Иона
Иона
Имя значит «голубь». Израильтянин из Гет-а-Ковера в Северном Царстве, современник пророка Амоса. Блаженный Иероним приводит предание о том, что Иона — тот самый сын вдовы из Сарепты Сидонской, которого воскресил пророк Илия. Иону также считают учеником пророка Елисея. Проповедовал Северному Царству при Иеровоаме II. Был также послан к язычникам в Ниневию, но воспротивился этому повелению Божию и попытался уплыть на корабле в другую сторону — испанский город Таршиш. Господь насылает бурю, чтобы её усмирить, корабельщики бросают «виновника» бури в море, где его заглатывает некое морское животное и спустя три дня выплёвывает на берег как раз напротив Ниневии.

В отличие от других пророков, Иона пророчествует о Христе самой своей жизнью, описанной в его увлекательной книге. На его пророчество и его исполнение указывает Сам Христос:
«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39-41).
После своей смерти Иона был похоронен в Ниневии, жители которой покаялись после его проповеди. Там Иона прожил до конца своих дней.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/37e5fa0acb4280ae15f5cf4446bjpg-420x280

Вифлеем. Место Рождества Христова.

Михей
Имя значит «кто, как Бог?» Проповедовал в конце VIII века до Р.Х. в Иудее. Пережил царствование Иофама, Ахаза и Езекии. Об этом пророке свидетельствует Иеремия в своей книге (26:18-19). В книге пророка Михея много высокохудожественных приёмов, в том числе и игры слов, которая утрачивается при переводах.

Пророчества о Христе у пророка Михея:
Мих. 1
Предсказание разрушения Иерусалима после пришествия Христова (это действительно произошло в 70 г. по Р.Х., когда Иерусалим был захвачен римским военачальником Веспасианом).
Мих. 5:1-5
Пророчество о рождении Христа в Вифлееме: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». На это пророчество ссылались книжники и фарисеи, которых царь Ирод вопросил: «Где должно родиться Христу?» (Мф. 2:4-6).

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/49518481jpg-420x280.
Ниневия. Реконструкция на месте древнего города

Наум
Имя означает «утешенный». Проповедовал в Иудее при царе Езекии (725-696 гг. до Р. Х.), и, возможно, также при нечестивом царе Манассии. В его книге есть и пророчество о Ниневии. На этот раз город не покаялся, как от проповеди Ионы, и в 612 году до Р. Х. после двухмесячной осады вавилонским царём Набопаласаром Ниневия пала. Хотя защитники Ниневии превосходили вавилонян своей силой, среди них внезапно вспыхнула чума. Вавилоняне практически без боя вошли в город, отданный им гневом Божиим.

Пророчества о Христе у пророка Наума:
Судьба Ниневии — образ конечного разрушения зла после Второго Пришествия Христова.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/85934originaljpg-420x280.
Святой пророк Аввакум

Аввакум
Имя значит «возлюбленный». О нём упоминается в неканонической части книги пророка Даниила. Аввакум проповедовал одновременно с этим пророком. Это уже второй пророк, которого некоторые толкователи отождествляют с воскрешённым сыном Сарептской вдовы или Сонамитянки (её сына воскресил пророк Елисей). Свою проповедь Аввакум начал в Южном Царстве ещё до взятия Иерусалима вавилонянами, при нечестивом царе Манассии.
Начальные слова 2 главы его книги «На стражу мою стал я» стали основанием для ирмоса 4 песни пасхального канона: «На Божественной страже богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен».

Слова этой книги встречаются и в других богослужебных ирмосах: «Господи, услышах слух Твой и убояхся», «Из горы приосененныя чащи пришел еси», «Покрыла есть небеса добродетель Твоя, Христе» — из 3 главы книги. Это говорит о поэтичности и пророческом значении книги.
В стихире самому пророку Аввакуму мы слышим: «На Божественной стоя страже, честный Аввакум слышаше таинство к нам Твоего Пришествия, Христе, неизреченное, и проповедание Твое, пророчествует явственнейше, провидя и апостолы премудрые якоже кони, язык многоплеменных возмущающие море», а в тропере ему: «Проповедав Господа Славы, и сего прорек пришествие от Святыя Девы проявленно бывшее, и показанное видя, веселися Аввакуме блаженне».

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/sofoniya-620x375jpg-420x280.
Святой пророк Софония

Софония
Имя значит «Господь покрывает» или «Господь наблюдает». Жил и проповедовал во дни Иосии, царя Иудейского (639-608 гг. до Р.Х.). Потомок в четвёртом поколении царя Езекии и родственник Иосии. При этом благочестивом царе под влиянием проповеди пророков народ вернулся к вере отцов, но Иудейское царство было уже накануне своего разрушения. Пророк предупреждает народ об опасности отступления от Бога и возможном грядущем нашествии вавилонян.

Пророчества о Христе у пророка Софонии
:
О воцарении Господа над всей землёй.

Аггей
Имя значит «Господь защитит». Происходил из рода священников. Время его проповеди — окончание эпохи вавилонского плена, начало возвращения иудеев в Землю Обетованную. В ранней юности он пришёл из Вавилона в Иудею, пророчествовал о грядущем возвращении народа из плена, видел отчасти восстановление храма и первый воспел там «аллилуия». В 1 книге Ездры говорится о совместном выступлении пророка вместе с пророком Захарией с проповедью-призывом восстанавливать Иерусалимский Храм после возвращения первых евреев на Святую Землю (это произошло при царе Дарии в 538 году до Р.Х.). Скончался в Иерусалиме и погребён там же вблизи от гробниц священников.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/pict58678957jpg-420x280.
Святой пророк Захария

Захария
Имя значит «Бог вспомнил». Вероятно, происходил из священнического рода. Соратник пророка Аггея.
Пророчества о Христе у пророка Захарии:
Захар. 3
«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» — откровение об имени Грядущего Спасителя, Который возьмёт на Себя грехи мира.
Захар. 9:9-10
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной… И Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» — пророчество о входе Господа в Иерусалим.
Захар. 11:12-13
«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» — о продании Господа за 30 сребреников.
Захар. 12:9-10
«И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» — о прободении ребра Господа.
Захар. 13:7
«О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы!» — о поражении Пастыря и рассеянии овец.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/192306xjpg-420x280.
Святой пророк Малахия

Малахия
Имя значит «вестник Божий». Малахия — последний из пророков. Он проповедовал в V веке до Р.Х. Родился в городе Софе на севере Израиля. Был из священнического рода. Ко времени пророческого служения Малахии второй Иерусалимский Храм (в котором будет проповедовать Христос) уже был построен. Тем не менее, он ещё был современником строителей этого храма — пророков Ездры и Неемии, благодаря чему книга пророка Малахии вошла в первый собранный канон книг Ветхого Завета (Ездра и Неемия занимались составлением канона).

Пророчества о Христе у пророка Малахии
:
Малахия 3:1-2
«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий» — пророчество о пришествии Господа и Его Предтечи.
Малахия 4:5
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» — пророчество о явлении Иоанна Предтечи и пророка Илии перед приходом Христа.
Кроме перечисленных, к пророческим книгам Ветхого Завета относят книги пророка Варуха и 3-ю книгу Ездры.

Варух
Имя значит «благословенный». Варух был писцом и соратником пророка Иеремии. О жизни его мало известно. В Иерусалиме была найдена печать «Берехии, сына Нерии, писца», которую считают принадлежавшей пророку Варуху. Брат пророка Сераия при царе Седекии заведовал сбором податей. Пророк Варух записывал слова Иеремии и вместе с ним был брошен в темницу, а затем последовал с ним в Египет, где стал проповедовать и самостоятельно. Книгу пророка Варуха относят ко второканоническим, не вошедшим в канон Ездры и Неемии. Оригинал её дошёл до нас не на древнееврейском, а на древнегреческом.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/578679607h3jpg-420x280.
Второй Иерусалимский Храм. Реконструкция

Ездра
Иудейский священник. Имя означает «помощь (Божия)». В 458 году до Р.Х. он возглавил вернувшихся из вавилонского плена иудеев, учредил синедрион, руководил работами по восстановлению Храма в Иерусалиме и составил первый канон ветхозаветных книг, собрав разрозненные свитки воедино. По Иосифу Флавию, Ездра был личным другом царя Ксеркса II и уполномоченным персидского царя (после распада Вавилонского царства его земли отошли к Персии). В том, что евреи вернулись из вавилонского плена в Палестину, была отчасти и его заслуга.
Ездра стремился восстановить духовные традиции Ветхозаветной Церкви среди поколения иудеев, выросших в вавилонском плену — соблюдение суббот и праздников, поддержку Храма его прихожанами. По Иосифу Флавию, пророк Ездра умер и погребён в Иерусалиме. По другим сведениям, он вернулся в Вавилон и умер там.
К пророческой относят третью книгу Ездры (первые две, как и книга его соратника пророка Неемии, — исторические). Третью книгу пророка Ездры также относят ко второканоническим.

Пророчества о Христе у пророка Ездры
:
3 Ездр. 2:34-36
«Ожидайте Пастыря вашего, Он даст вам покой вечный, ибо близко Тот, Который придет в скончание века… Я открыто свидетельствую о Спасителе моем».
3 Ездр. 5:23-26
«О, Владыко Господи! Ты из всех лесов на земле и из всех дерев на ней избрал только одну виноградную лозу; Ты из всего круга земного избрал Себе одну пещеру, и из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию». — Пророчество о Благовещении и о Рождестве Спасителя.
У Ездры больше чем за 400 лет до Рождества впервые звучит имя Христа:
3 Ездр. 7:28-29
«Ибо откроется Сын мой Иисус… Сын мой Христос».
Говоря о пророках, нельзя не вспомнить святого Боговидца Моисея, даровавшего нам Десять заповедей и ставшего автором первых пяти книг Библии, святых пророков Илию и Елисея, не оставивших после себя книг, и, конечно же, пророка и псалмопевца Давида, израильского царя, подарившего нам прекрасные псалмы, которые составляют значительную часть богослужения Православной Церкви. Многие псалмы (например, 2, 15, 21, 23, 39, 67, 68, 117) содержат поразительные пророчества о Христе.
Вообще пророков в Ветхозаветной Церкви было очень много. Книги Царств упоминают о нескольких сотнях имевших этот дар, которые укрылись во время гонений от нечестивого царя Ахава. Церковь постаралась сохранить для нас самые важные пророческие слова, имеющие непосредственное отношение к вопросам нашего спасения.

Мария Цырлина

http://pravlife.org/content/proroki-roz … stavleniya

+2

7

Вот так и не знал - откуда эти слова "перекуют мечи на орала" - из книги пророка Исаии, оказывается.
И какая важная информация, про Голгофу ("гора дома Господня") - посмотрел - это из толкования на второй стих второй главы этой книги преподобного Ефрема Сирина!

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Пророчества » Ветхозаветные пророчества о Спасителе Христе. Пророчества о будущем