Вверх страницы

Вниз страницы

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » "Тайна беззакония" » О гордыне и духовной прелести


О гордыне и духовной прелести

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

132 глава

Ведать подобает, что прелесть три главных причины имеет, по коим находит: гордость, зависть бесов и наказательное попущение.
Этих же причины суть:  гордости – суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти – преуспеяние, наказательного попущения – греховная жизнь. 
Прелесть от зависти и гордого самомнения скорее получает исцеление, особенно если кто смирится.
Но прелесть наказательная, – предание сатане за грех, – часто попущает Бог своим оставлением даже до смерти...


преп. Григорий Синаит, 
Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, – еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, – и еще – о безмолвии и молитве.
из Добротолюбия.

http://www.odinblago.ru/dobrotolubie_5/ … nait/glavi

+1

2

КАК БОГ НАКАЗЫВАЕТ ГРЕХ ГОРДЫНИ?

Румынский старец Клеопа Илие.

Брат: Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?
Старец: Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13–14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим?

Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты? Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря: Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15). И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит: Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13–14).

Затем, объясняя, что по причине этого высокоумия он ниспал с неба, оно говорит так: Как упал ты с небес, звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы (ср.: Ис. 14: 12). А затем еще яснее, указывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18). И снова Божественное Писание, описывая возношение сатаны и стремление его охватить умом недосягаемую славу Божию, говорит: От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды сверкающих камней и извергнул тебя со Святой Горы Божией, как нечистого (ср.: Иез. 28: 16–17).

Затем, показывая, куда был низвержен и изгнан сатана из той великой славы, какую он имел на небе, Священное Писание говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со многим весельем твоим, под тобою расстелются черви, и черви станут покровом твоим (ср.: Ис. 14: 11). А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис. 14: 15).

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат: Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец: Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат: Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец: Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости — это пренебрежение послушанием[1].

Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16–17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали»[2].

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18–19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа.

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43–44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4–8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20–23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

0

3

Доверие помыслу — начало прелести. Преподобный Паисий Святогорец

— Геронда, я, когда рассержусь, становлюсь как бурный поток — не могу себя удержать.

— А почему ты не можешь себя удержать?

— Потому что верю своему помыслу.

— Ну, раз так, то у тебя свое собственное "верую", собственный "символ веры"! Все дело в эгоизме. Не оправдывай своего помысла. Выбрасывай дурацкий помысл сама, не принимай его.

— А как я могу понять, что помысл "дурацкий"?

— Э, раз ты этого не понимаешь, тогда открывай его матушке-игуменье. И выбрасывай помысл одним махом — слушаясь ее во всем, что она тебе скажет. Если духовный человек доверяет своему помыслу, это начало прелести. Его ум омрачается гордостью, и он может впасть в прелесть. Уж лучше ему тогда повредиться в рассудке, потому что в этом случае он будет иметь смягчающие вину обстоятельства.

— Геронда, а разве другие [уже] не в состоянии помочь такому человеку?

— Чтобы человеку, находящемуся в таком состоянии, пошла на пользу чья-то помощь, он и сам должен себе помочь.
Должен понять, что верить своему помыслу, который внушает ему, что он лучше всех, что он свят и тому подобное, — это прелесть.

От такого помысла, если сам человек его удерживает, — не отобьешься даже из пушки. Чтобы этот помысл ушел, нужно смириться.
Иногда люди, находящиеся в таком состоянии, просят меня помолиться о них. А чем поможет такому человеку моя молитва?
Если он сам оставляет в себе бикфордов шнур, который просунул в него диавол, то опять взлетит на воздух.
Все равно как если бы человек [сидел на пороховой бочке] держал в руках фитиль и при этом просил тебя помочь ему избежать взрыва!

— Геронда, я стала просто ненормальной...

— Это кто же тебе такое сказал? Уж не твой ли помысл? [Не бойся] — я со Святой Горы за тобой слежу. Помню о тебе. Не стала ты ненормальной, не стала.
Но вот если начнешь верить своему помыслу, он точно сведет тебя с ума.
Не верь своему помыслу: ни когда он говорит, что ты пропащая, ни когда величает тебя святой.

+2

4

Со Знаки исполнения пророчеств, понравилось снова)

Доброго дня Вам,отцы братья и сестры.

Позвольте и мне сказать. Был там и там, но помилуйте,нельзя сравнивать Дивеево с Афоном, где все свято,
да и то в беседе с одним монахом русским,он говорил что раньше на Афон приходили паломники, то есть православные христиане,
а сейчас на Афон едут все мужского пола, и любых вероисповеданий.  Очень много святых мест у нас в России и Украине,
а Почаев,этот столп православия,а Оптина,а Валаам,и Дивеево также святая земля, но Афон это сердце Православной Церкви.
И я согласен с Еленой, на Афоне православие сохранилось более в чистом виде, на Афон мы должны,как на маяк - держать курс.
Может кто то помнит как в книге отец Арсений,когда он подумал что все в лагере не с Богом,а Господь открыл ему много звездочек,
там и там и в другом месте. Ведь не место красит человека - а человек место. И уверен в России есть много угодников Божиих,
но сокрытых нам пока до времени.  Как и на Афоне есть 12 старцев,которых никто не видел,но они есть,и после умершего из их числа,
они призывают достойного восполнить число 12, говорят что они будут служить последнюю литургию на земле.
Это Афон,это кладезь поучений и наставлений, это живые носители подвижнического духа,это образец послушания для всего мира.

Например в Ватопеде бывает какой то принц с Англии,да и другие с удовольствием и пользой для себя посещают Афон.
Недаром кто побывал на Афоне раз,снова тянет посетить сие святое место,даже сказал бы дивное место.
Мне известны люди которые уже не могут без Святой Горы,они каждый раз осенью,в сентябре - октябре едут туда,открыв уже мультивизы.

Одного монаха спросил старец - как тебе Афон?   Он ответил,отец,веришь и возвращаться неохота в Россию,так тут и жил бы,
на что старец сказал - да здесь хорошо,но надо быть там где принял постриг,откуда тебя призвал Господь служить Ему, там и пребывай,
неси послушание  (  у него важное послушание и в подчинении 40 человек),  ведь вокруг тебя люди,и ты должен их сплотить,
ты должен быть им отцом.

Вчера я имел беседу с духовником,где затронул вопрос о интернете,о том что мы пытаемся учить друг друга,обличать,вразумлять
--- он мне ответил,бойся лечить других, сначала ты сам должен себя вылечить,вот когда очистишь свое сердце от страстей,
ты будешь правильно понимать происходящее, тогда только увидишь чем больны другие и как их надо лечить,
бойся осуждать тех кто не согласен с тобою, если ты отказался от всех документов --- это хорошо, но нельзя остальных отправлять в ад
или в раскольники,  этого устроения надо бояться больше всего,   потому что следующая ступень будет самая страшная:
начнешь проклинать всех ( привел примеры),  так как впал в прелесть,  и ни один человек уже не сможет тебя переубедить в обратном.
Бойся касаться церкви,как бы она не пала,  это не твое дело,  тебе она не мешает спасаться,  и ты не смей судить ее и критиковать,
все кто отступил от Бога из архиереев и патриархов и священников сами дадут ответ пред Богом,   и  еще есть народ в Церкви угодный Богу,
не все пойдут за экуменизмом , не все предадут Христа,и ты не должен занимать место Бога,  чтобы судить верхние ступени церкви, 
внимай себе,чтобы твое сердце не ожесточилось от укоров и упреков в адрес священноначалия.
Иди тем путем каким идешь, сократи время в интернете, не ищи греха в ближних,а все старайся покрывать снисхождением к немощам ближних,
ведь Господь нам заповедал любить а не осуждать,  даже тех кто отступает от истины. Пойми Бог есть любовь, если ты возлюбишь то ты Богу угодил,
осудишь сам знаешь кому,это выгодно.   Много еще было сказано,но увы времени у меня не хватает,да и личного много касаемо моей души.
Вы уж простите меня,а то я сьехал с темы,подумал может кому то и полезно будет прочитать об этом.

Но в общем,я рад что Вы есть,что Вы православные,что Вы даете возможность высказать мысли,может и неверные, но прочитанные Вами,
и рад Вашему терпению,  не озлоблению,  а именно терпению, и самое главное,  Вашему желанию помочь нам всем , найти на свалке мира
ту жемчужину которая и нужна Христу.

Спаси Вас всех Господи.

                                     С миром и любовью ко всем Сергей.

http://znaki.0pk.ru/viewtopic.php?id=49&p=10

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » "Тайна беззакония" » О гордыне и духовной прелести